Мария Иосифовна Фурман стала добрым доктором для поколений владимирских детей
Врач высшей категории Мария Иосифовна Фурман отмечает большой юбилей в должности практикующего педиатра-отоларинголога.
- Мария Иосифовна, все мы родом из детства. Каким оно было у вас?
- Вы знаете, многое определила моя девичья фамилия ‑ Учитель. Досталась она мне от прадеда, который после военной службы потратил вознаграждение от царя на строительство школы. Прозвище прадеда Учитель стало и его фамилией.
В школе мне говорили: «Раз ты Мария по фамилии Учитель, то учиться должна только на отлично». Вот и пришлось учиться на отлично. Ничего не поделаешь, такая фамилия обязывает. И даже мой врачебный диплом у меня тоже на фамилию Учитель.
- Вернемся из школьной поры на десяток лет назад. Известно, что родились вы в год начала войны. Каким было ваше нелегкое детство?
- Я родилась в городе Хмельницком на Украине 4 мая 1941 года. Через полтора месяца началась война. И вот мама со мной эвакуировалась в Чувашию. Нам повезло, мы ехали практически домой. В Чебоксарах у нас был дом, и нас ждал папа Учитель Иосиф Ефимович, родом - одессит. Его, молодого инженера, еще в 39-м году направили на строительство подземного завода в Чувашии. Всю войну мы прожили в Чебоксарах, а военный завод, на котором работал отец, выпускал танки, уходившие прямо на фронт.
- А после войны?
- После войны мы все вернулись в Одессу, там родилась моя младшая сестра Белла. Но вскоре папу отправили восстанавливать разрушенный Кишинев. Он трудился по своей специальности, и есть десятки домов, возведенных при его участии. В Кишиневе я окончила школу с серебряной медалью. Была очень активной, секретарем комсомольской организации школы. Мое послевоенное детство прошло в коммунальной квартире, и замуж я вышла тоже из этой квартиры…
- А как вы выбрали профессию врача? Были другие варианты?
- Не без этого, варианты были. Я достаточно хорошо знала английский язык, потому что в нашей школе уроки по нему проходили каждый день, и вела его талантливейший педагог Эсфирь Паскарь, окончившая Оксфордский университет. Благодаря ей до сих пор свободно говорю на бытовом английском, в школе побеждала на языковых олимпиадах, и педагоги прочили мне учебу в инязе. Я задумывалась над этим, но мама убедила дочку пойти в медицинский.
- С педиатрией в вузе определились? И какой вуз окончили?
- Сразу поступить в медицинский институт в Кишиневе мне не удалось, потому что я была не молдаванка. Пришлось поступать во Львовский институт, там я проучилась два курса, а потом перевелась в кишиневский мед, который окончила в 64-м году. У нас был очень сильный вуз, ведь туда после войны переехало немало лучших профессоров из Ленинграда. Спрашивали строго, и теория была на высочайшем уровне, и практика. Помню, пока не примешь лично пять родов, никакого зачета по акушерству не получишь! Сейчас так врачей уже не готовят, к сожалению…
Могу добавить, что с самого начала поступила на педиатрический факультет. И все шесть студенческих лет занималась детской хирургией, выступала с докладами, меня приглашали в аспирантуру. Но вскоре после института я вышла замуж и уехала с супругом Марком Фурманом по месту его распределения ‑ в Чувашию.
Кишинев - Чувашия ‑ Владимир
- Знаю, что ваш супруг Марк Айзикович окончил Горьковский мединститут. А как же вы познакомились?
- В Кишиневе, а это его родной город. Марк приезжал к родителям из Горького, мы познакомились на дне рождения моей подруги. Кроме медицины у нас были общие интересы, мы одинаково увлекались литературой, музыкой, театром. Окончив институты, поженились и уехали в чувашский город Шумерля. Так получилось, что второй раз я оказалась в Чувашии, как и в начале войны. Там оба начали работать по своим медицинским профессиям.
- Понимаю, и судмедэксперты, и педиатры нужны везде. А во Владимир когда переехали?
- Марка пригласили во Владимирское бюро судмедэкспертизы, дали квартиру, и мы уже более 53 лет как во Владимире, ставшем для нас родным городом. В Кишиневе у нас родилась старшая дочь Стелла, а во Владимире младшая ‑ Людмила. Начинала я здесь в железнодорожной больнице, теперь уже 48 лет работаю в детской городской поликлинике № 1 отоларингологом. Эта специальность мне сразу понравилась, тем более что она включает и элементы хирургии.
- Что изменилось в болезнях детей за все эти годы?
- Когда я начинала в отоларингологии, было много тяжелых хронических заболеваний: гнойные отиты, гнойные тонзиллиты, гнойные гаймориты. Мы отмечали много случаев потери слуха. У нас тогда не было достаточно аппаратуры, такого рентгена и инструментов, как сейчас. Ныне ранняя диагностика и современное оборудование дают возможность сократить число столь сложных грозных заболеваний. Но в последнее время немало детей рождается с неврологическими нарушениями, они и дают осложнения на ушки детей.
Замечу, что проблемы детского здоровья всегда были, есть и будут. И в моей специальности самое главное - ранняя диагностика. Основная причина осложнений и хронического течения болезней ‑ позднее обращение к врачу. Назвала бы такое промедление неприятным моментом со стороны родителей, их невнимание порой приводит к возникновению серьезного заболевания.
- Я слышал, что вы внесли вклад в оснащение владимирских отоларингологов современными приборами. Как это произошло?
- Тридцать лет назад я гостила в Израиле у своих друзей. И подруга по институту показала мне американский отоскоп ‑ аппарат для диагностики заболеваний органов слуха. А мы в то время все еще смотрели ушки у детей металлическими вороночками. Кое-что видели, но многое было вне поля нашего зрения.
Я обратилась к нашему главному врачу Татьяне Александровне Максимовой и говорю: «Нам нужны новые отоскопы, есть возможность их приобрести». Она меня поддержала, через медицинскую страховую компанию нашлись и деньги. Я снова отправилась в Израиль, теперь уже в командировку, и привезла всем коллегам по Владимирской области первые 100 отоскопов, еще взяла дополнительно офтальмоскопы для окулистов. И до сих пор эти отоскопы у нас работают!
За последние годы в отоларингологии произошла революция: с появлением современной аппаратуры возникли новые методы обследования и операции по восстановлению слуха. Так во Владимире возник Центр сурдологии и слухопротезирования во главе с Виталием Фридманом. И нет уже столько детей с полной потерей слуха, как раньше, в минувшие времена.
В дружбе с коллегами, вместе с семьей
- Раз вы так долго работаете в одном коллективе, значит, с коллегами повезло?
- В городской детской поликлинике № 1, где тружусь, всегда был очень сильный и дружный коллектив. И помимо работы, медицины у нас были общие интересы. Так, я более двадцати лет была пропагандистом по линии общества «Знание», организовывала встречи с известными музыкантами, писателями, художниками, учеными. Ведь это тоже необходимо врачам.
Очень важно, что главный врач Т.Максимова во всем поддерживает нас, врачей-специалистов. Высоко ценю отношение к делу и коллективу заместителя главного врача по медицинской части Людмилы Николаевны Макаровой. А с отоларингологами Валентиной Петровной Панковой и Юрием Александровичем Котылевым, ныне, увы, покойными, мы так дружно и слаженно работали в одном кабинете по сменам. У нас в поликлинике внимательный ко всем председатель профкома Инна Борисовна Турышкина. Очень помогает врачам старшая медсестра Ольга Юрьевна Мочалова, а мои непосредственные помощники, с которыми проработала более 15 лет, - медсестры Людмила Серафимовна Исмагилова, Наталья Анатольевна Буянова, Татьяна Эдуардовна Жигало.
Взаимопомощь и солидарность в нашей профессии ‑ это самое главное. Всегда готов проконсультировать, оказать помочь в лечении самых сложных больных заведующий ЛОР-отделением областной детской больницы Дмитрий Васильевич Еремцов. Бывало, в сложных случаях звонила ему и по ночам, он, как боевой командир, всегда на своем посту.
- Каких качеств, Мария Иосифовна, вы ожидаете от молодых врачей, что могли бы им посоветовать?
- Надо воспитать свою смену так, чтобы они общались с детьми и их родителями во время приема душевно, интеллигентно, по-доброму, относились к пациентам внимательно. Чтобы мама уходила с приема с убеждением: «Какой замечательный врач нас принял! Теперь я знаю, что у моего ребенка все будет нормально». Нужно понимать, что мы не только врачи, но и психологи. Надо успокаивать родителей, разговаривать с ними. Я всегда родителей подробно расспрашиваю, и они уходят, зная, что все у их детей будет хорошо.
Пока всех больных не осмотрю, с работы не ухожу, порой и задерживаюсь, пока всех не приму. Звонят мне и домой, даю советы… Это успокаивает и меня, и родителей. Это же дети!
- Мария Иосифовна, а ваши дети пошли по вашим стопам?
- Не без этого. Старшая дочь Стелла стала врачом функциональной диагностики, ее сын, внук Александр, тоже выбрал медицину, стал врачом-рентгенологом. Средний наш внук Миша в 9-м классе, он склонен к иностранным языкам. Младшей дочери Людмиле передалась тяга к иностранным языкам. Она хорошо знает английский, переводчик. Ее сын Дима хочет заниматься программированием.
- Интересно, а легко ли быть женой известного судмедэксперта и писателя?
- Я стараюсь освободить Марка Айзиковича от многих забот по дому, чтобы он занимался своей работой и книгами. Он ведь человек общественный. Все встречи с творческими людьми, коллегами, друзьями, футболистами, презентация книг ‑ жизненная подпитка для мужа. Но и мне Марк Айзикович помогает, он наша опора, надежный тыл всей семьи.
- Спасибо за интересный рассказ! Примите сердечные поздравления с юбилеем от редакции «Владимирских ведомостей» и от Александра Известкова.
Автор: Служба новостейПоследние новости
Отчет о выполнении плана за 2024 год
Скачать Отчет о выполнении плана за 2024 год PDF2.0 МБ 24.дек.2024 Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении,
Проведение профилактических визитов и консультаций в дистанционном формате
Уважаемые поставщики социальных услуг негосударственного сектора экономики, а также заинтересованные лица!
О проведении рабочего совещания по реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья»
24 декабря прошло рабочее совещание, посвященное реализации на территории Владимирской области федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Семья».
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований