Живоносный источник отца Александра
В последние годы в Суздале активно восстанавливается внешний облик и внутреннее убранство храмов.
В последние годы в Суздале активно восстанавливается внешний облик и внутреннее убранство храмов. Думается, что настало время восстановить и память о многочисленных священно- и церковнослужителях «Богоспасаемого града Суждаля», среди которых было много достойнейших людей.
...14 августа 2019 г. исполнилось 175 лет со дня рождения последнего настоятеля Источниковской (Борисоглебской) церкви протоиерея Александра Иоакимовича Сваинского (1844-1922), а в прошлом, 2018 году, - 150 лет со дня его рукоположения в иерейский сан. Замечательно и то, что именно в 2018 году начались работы по реставрации упомянутого храма, в котором о. Александр прослужил без малого 55 лет!
О. Александр принадлежал к старинному роду потомственных священнослужителей Суздаля. Самый давний его предок служил в 1640-е гг. диаконом в Никольской церкви одноименной слободы, трогательно именовавшейся «на морковке» и расположенной у стен суздальского Покровского женского монастыря (сейчас на этом месте стоят холодная Петропавловская и теплая Никольская церкви). Звали этого предка Владимир (примерно 1620-е гг. – после 1688). В 1650-е гг. Владимир упоминается в документах как диакон Покровского монастыря, а в конце 1680-х - как священник Цареконстантиновской или, как ее тогда зачастую именовали, Константиноеленинской церкви Суздаля.
Сын о. Владимира Василий (ок.1653–ок.1726) сначала служил священником в Покровском монастыре, а с конца 1680-х до середины 1720-х гг. в Ильинской церкви г. Суздаля. Место отца унаследовал его сын Алексей (ок.1698–ок.1776), пра-пра-прадед о. Александра. Начав служить в деревянной, уже порядком обветшавшей церкви, о. Алексею довелось участвовать в ее построении в камне: белоснежная церковь, которая сейчас красуется на Ивановой горе, была построена при нём в середине ХVIII в. на средства прихожан. После смерти о. Алексея в храме продолжали служить его сыновья: дьякон Василий (ок.1730–после 1783) и пономарь Петр (ок.1728–1798), прямой предок о. Александра. В 1775 г. Петр Алексеев был рукоположен во священника к церкви с. Янева. Одновременно с переводом о. Петра в Янево, там, «тщанием прихожан», начинается строительство каменного храма, освященного в 1781 г. во имя иконы Казанской Божией Матери. Таким образом, с предками о. Александра связана история построения, по крайней мере, двух замечательных храмов Суздальской земли. Начиная с о. Петра, предки о. Александра служили в сельских церквях Суздальского и Юрьевского уездов.
О. Александр родился в селе Улово 1/14 августа 1844 г. в семье священника Ильинской церкви Иоакима Григорьевича Сваинского (1815-1848). Фамилия была присвоена Иоакиму при поступлении в Суздальское духовное училище по названию села Сваино Юрьевского уезда, где в Знаменской церкви служил дьячком его отец. По церковному календарю 1/14 августа празднуется Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня. В этот же день начинается Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим. Крестная ноша и постническая жизнь без излишеств как бы с самого начала жизни предназначались о. Александру: крест раннего сиротства был возложен на хрупкие плечи младенца вскоре после его рождения. В начале лета 1848 г. безвременно и скоропостижно умер о. Иоаким (было ему только 33 года) - в тот год на Суздальской земле свирепствовала эпидемия холеры, - оставив после себя вдову с двумя малолетними сыновьями. Раннее сиротство оставляет неизгладимый след в душе: впоследствии о. Александр всегда опекал и привечал в своем доме осиротевших родственников. «В нашем доме всегда жили сироты», - рассказывала своим внукам его младшая дочь Анна.
Хотя матушка Вера Михайловна была обучена лишь основам грамоты, но стремилась дать детям хорошее образование, направить их по стопам отца и деда. Преуспела она и в воспитании своих сыновей: переживая с матерью все невзгоды и тяготы, мальчики, настроенные ею на серьезный лад, выросли трудолюбивыми, дисциплинированными и ответственными людьми. Где бы они в дальнейшем ни учились и ни служили, во всех характеристиках было написано: «поведения очень хорошего» или «отлично хорошего». Что касается успеваемости, то Александр учился добросовестно, прилежно и был стабильным «хорошистом», а его младший брат Николай – круглым отличником.
В архивах Владимира и Суздаля сохранились два документа. Первый - аттестат об окончании семинарии, датированный июлем 1866 года, второй - собственноручно составленный о. Александром за год до смерти, т.е. в 1921 г., послужной список, подводящий итог всему священническому служению батюшки. Между этими двумя датами заключен временной отрезок в 55 лет: длинная жизнь преданного Богу и людям служителя церкви, наполненная как радостными, так и скорбными событиями.
Радостными событиями, которым предшествовало полтора года послушничества при Васильевском монастыре Суздаля, были венчание, а затем – иерейская хиротония о. Александра. В феврале 1868 г. двадцатитрехлетний Александр венчался с двадцатилетней Любовью, дочерью настоятеля Источниковской церкви г. Суздаля Василия Петровича Державина (1815-1873) и тогда же был определен на место, а 5/18 мая - рукоположен в иерея Преосвященным Антонием, Архиепископом Владимирским и Суздальским.
Вся жизнь приходского священника зависела от того, какой приход ему достался, доходный или нет: этим определялась степень материального благополучия семейства и возможность дать детям хорошее образование. Источниковский приход был небольшим и небогатым, причем число прихожан сокращалось из года в год. Поэтому семья батюшки жила очень скромно. Недаром суздальцы сложили поговорку с явно сострадательным смыслом: «У Бориса и Глеба поп без хлеба». Борисоглебский поп Александр был «без хлеба» не только потому, что прихожане были небогатыми людьми, но потому, что кормил очень большую семью – вместе с ним долгие годы жила его теща-вдова с тремя незамужними дочерьми, а также вышеупомянутые сироты. Кормилась семья, как и многие жители Суздаля того времени, преимущественно со своего огорода. При доме был довольно большой участок земли (по рассказам одной из внучек батюшки, родившейся и жившей в его доме, – 40 соток). Если посмотреть на известную фотографию Источниковской церкви, снятую Прокудиным-Горским в 1912 г., то бросается в глаза обилие зеленых огородов вблизи нее. У батюшки в огороде, по рассказам упомянутой внучки, был идеальный порядок и даже картошка выращивалась на грядках!
Как некогда мать о. Александра, жена его так же была великой труженицей – большое домашнее хозяйство держалось на ней. Произвела на свет девятерых детей, пятерых из них родители похоронили. Хоронить своих детей – это ли не крест, нести который помогала лишь вера в святой Промысел Божий...
Из-за недостаточности средств для содержания большого семейства, о. Александр должен был трудиться с утра до вечера. Наряду со служением в церкви, батюшка с 1873 по 1882 г. преподавал в церковно-приходской школе, где обучались и дети самого батюшки. К слову сказать, все три дочери о. Александра стали учительницами, трудились, как и их мужья, на ниве народного просвещения. Одна из них, Мария, была учительницей церковно-приходской школы при Ризоположенском монастыре с самого ее основания. Причем была очень хорошей учительницей, за что и получила в награду Библию от Святейшего Синода.
Закончив преподавание в школе, батюшка, по поручению Епархиального начальства, безвозмездно учил арестантов Суздальской тюрьмы грамоте и Закону Божию. Наряду с этим, он в течение почти пятнадцати лет проходил должность члена Благочиннического Совета Суздаля. Начиная с 1884 г., и вплоть до конца своей жизни, о. Александр являлся смотрителем Всесвятской церкви Знаменского кладбища. В 1913 г. батюшку избрали духовником Суздальского духовного училища.
За «заслуги по духовному ведомству», «ревностное прохождение должности по народному образованию», «за отлично-усердную, при благочестивом поведении, службу церкви Божией» и другие заслуги батюшка неоднократно получал награды от Святейшего Синода, архипастырей и епархиального начальства. Заметим, что для большинства рядовых священников во второй половине XIX - начале ХХ в. наиболее высокой доступной наградой был наперсный крест от Святейшего Синода, реже - орден Св. Анны III степени и сан протоиерея. У о. Александра были все эти награды. Более того, батюшка удостоился палицы – награды, вручавшейся заслуженным протоиереям, но случилось это накануне великих потрясений, в июне 1917 г., поэтому награда эта была последней.
После 1917 г. служители престола Божия, честные отцы, как именовали их раньше, в одночасье превратились, по совдеповской терминологии, в «чуждые классовые элементы», лишенные всех гражданских прав. Сказать, что у о. Александра была беспокойная старость, значит, ничего не сказать. В конце 1918 г. он взял на себя обязанности настоятеля («заведующего приходом») еще и Дмитриевской церкви Суздаля, оставшейся без псаломщика и священника. В самом начале
1919-го г. батюшка остался совсем один на двух приходах: был уволен из духовного звания и дьякон-псаломщик Источниковской церкви Константин Соколов, поступивший на работу в советское учреждение. При этом на попечении 75-летнего батюшки, страдавшего ревматизмом ног (сказалось стояние на каменном полу во время многочасовых служб в холодной Источниковской церкви), оставалась и третья, Всесвятская кладбищенская церковь – тяжелая ноша и для более молодых и здоровых иереев.
Последние годы жизни о. Александра были полны не только тяжелых трудов и старческих немощей, но и трагических событий, связанных с семьей. Ранняя смерть мужа младшей дочери Анны, оставшейся в 1920 г., в разгар Гражданской войны, одной с маленьким сыном на руках вдалеке от родителей, смерть сына Павла, служившего псаломщиком в Вязниковском уезде, смерть матушки Любови в Святую седмицу 1921 г. – трагические события следовали одно за другим.
О. Александру довелось пережить и поругание над святынями Источниковской церкви, так называемое изъятие церковных ценностей. В марте, а потом еще и в мае 1922 г. приходили к нему партийные активисты, сдирали серебряные оклады с икон, загружали в мешки богослужебные сосуды. Через три месяца после последнего «изъятия» не стало и о. Александра: он скончался 9 сентября 1922 г., на 79-м году жизни. Акт о ликвидации Источниковской церкви был подписан 10 мая 1923 года, т.е. почти в тот же день, когда исполнялось 55 лет со дня рукоположения батюшки…
Запись о смерти о. Александра сохранилась в Суздальском ЗАГСе, где в чудом уцелевшей старенькой тетради написано, что хоронили его 11 сентября
1922 г. на Знаменском кладбище. В этот день Церковью поминается Усекновение главы Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Без малого через 100 лет Источниковскую церковь начали восстанавливать и приписали к храму, освященному в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи!
Как известно, Бог кротким и смиренным дает благодать, и не печать ли Божией благодати более чем полувековое служение о. Александра на одном приходе! Такое постоянство выпадает на долю очень редких священников! Вечная память и Царство Небесное о. Александру и его сородичам!
Е.И. Филиппова,
правнучка о. Александра, г. Москва.
Последние новости
Об изменениях налогового законодательства с 2025 года расскажут на семинаре
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Владимирской области приглашает налогоплательщиков 25 декабря в 11:00 принять участие в семинаре на тему:
Об изменениях налогового законодательства по НДФЛ с 2025 года рассказали на вебинаре
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. УФНС России по Владимирской области проведен вебинар на тему: «Изменения налогового законодательства с 2025 года по НДФЛ».
По требованию прокурора Камешковского района помещение школы, используемое для проведения массовых мероприятий, оборудовано звукоусиливающей аппаратурой
Прокуратурой Камешковского района проведена проверка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку