Традиции и обычаи празднования Нового года и Рождества во Владимире 150-летней давности

Традиции и обычаи празднования Нового года и Рождества во Владимире 150-летней давности.

Традиции и обычаи празднования Нового года и Рождества во Владимире 150-летней давности.

В советскую эпоху биография оппозиционера и политэмигранта Александра Герцена преподавалась в школах и вузах как пример предшественника Ленина и других «пламенных революционеров». Но побывавший до своего отъезда в Лондон в двух ссылках (в том, числе и во Владимире) вольнодумец оставил после себя и обширную автобиографию «Былое и думы» - яркий очерк быта и нравов в России середины 19 века. Вот как Герцен встретил на полдороге во Владимир новый - 1856-й – год.

«СЛАВНО ОГОРЧИЛО!»

«Взошли мы, то есть я и мой камердинер Матвей, обогреться к станционному смотрителю. Деревянные часы постукивали разбитым и слабым звуком…
— Посмотрите, — сказал мне Матвей, — скоро двенадцать часов, ведь Новый год-с. Я принесу, — прибавил он, полувопросительно глядя на меня, — что-нибудь из запаса, который нам в Вятке поставили. — И, не дожидаясь ответа, бросился доставать бутылки и какой-то кулечек.

Я знал, что мой отказ огорчил бы Матвея, да и сам, в сущности, ничего не имел против почтового празднества… Новый год - своего рода станция.
Матвей принес ветчину и шампанское.



Шампанское оказалось замерзнувшим вгустую; ветчину можно было рубить топором, она вся блистала от льдинок: но a la guerre comme à la guerre. [на войне как на войне (фр.).]
«С Новым годом! С новым счастьем!..» — в самом деле, с новым счастьем. Разве я не был на возвратном пути? Всякий час приближал меня к Москве, — сердце было полно надежд.

Мороженое шампанское не то чтоб слишком нравилось смотрителю, я прибавил ему в вино полстакана рома. Это новое half-and-half [смесь двух напитков в равных количествах (англ.).] имело большой успех.

Ямщик, которого я тоже пригласил, был еще радикальнее: он насыпал перцу в стакан пенного вина, размешал ложкой, выпил разом, болезненно вздохнул и несколько со стоном прибавил: «Славно огорчило!»

Смотритель сам усадил меня в сани и повторял:

— Вот и меня вы сделали с Новым годом… — вот и с Новым годом!
Огорченный ямщик тронул лошадей… На другой день, часов в восемь вечера, приехал я во Владимир и остановился в гостинице с уксусом вместо бордо».


РАЗГОВЕНЬЕ - ВЛАДИМИРСКИМ УГОЩЕНИЕМ

Изгнанный из столиц Герцен, неожиданно как бы попал «в родные края». Поместья дворянских семей были раскиданы по всей России. Деревни во Владимирской губернии были, например, у автора «Горя от ума» Александра Грибоедова. И у Герцена в наших краях тоже нашлись свои люди.

«— Вас спрашивал какой-то человек сегодня утром; он, никак, дожидается в полпивной, — сказал мне, прочитав в подорожной мое имя, половой с тем ухарским пробором и отчаянным виском, которым отличались прежде одни русские половые, а теперь — половые и Людовик-Наполеон. Я не мог понять, кто бы это мог быть.
Явился сначала не человек, а страшной величины поднос, на котором было много всякого добра: кулич и баранки, апельсины и яблоки, яйца, миндаль, изюм… а за подносом виднелась седая борода и голубые глаза старосты из владимирской деревни моего отца…»

Что ж, теперь опальный публицист мог встретить Новый год уже по-настоящему! Но главная зимняя дата – это, конечно, Рождество Христово.



В декабре во Владимире сначала постились, а уж потом гуляли. Празднику Рождества Христова предшествует  40-дневный Рождественский пост. В Сочельник, 24 декабря (по старому стилю), в день усиленного приготовления к празднику, владимирцы вообще не ели – до первой звезды. А вот после вечернего богослужения в церкви, можно было всем домочадцам собраться за общим столом и откушать «сочиво». Это постное блюдо: рис, мед, фрукты. Можно было есть пшеничный хлеб, пироги, пить кисель или «взвар» - компот из сухих плодов и ягод, развариваемых с медом или сахаром в горшке.

КОЛЯДКИ, БАЛЫ И ВИЗИТЫ

  А еще полагалось колядовать, то есть ходить по домам, петь колядки, славить хозяев и получать за то угощение – лепешки, сочни, вылепленные из теста, в том числе в виде фигурок птичек и разных зверушек.  Как правило, колядовали дети. Считается, что это действо, в основном, святочное, но это не совсем так. Пели «каледу», как называли эту песенку  во Владимире и окрестностях, и под Рождество.

В ночь на 25 декабря православные владимирцы шли в свои приходские церкви. В присутствии высшего духовенства Божественная литургия совершалось в Крестовой церкви Рождественского монастыря.  После молебна в Архиерейском зале собирались  и духовенство, и представители светской власти:  важные чиновники и сановники,  богатые владимирские купцы, представители образовательных учреждений города. Конечно, присутствовал  и губернатор.

После Всенощной свечи на елке зажигали для детей, но ненадолго. Детские праздники устраивались уже на второй и третий день Рождества.

Во владимирском обществе, как и везде по России, были приняты «визиты» - посещения друг друга с поздравлениями в первый день Рождества. Это обычай, в основном, для статусных мужчин, чиновников и военных. И длился такой «визит» не более 15 минут.    12 дней после Рождественской ночи – это Святки. Балы, елки, фейерверки…  Балы во Владимире XIX века  начинались с 26 декабря (8 января по новому стилю). И после Крещения – тоже бал, на широкой Масленице – бал.



Бал в  XIX веке обычно начинался полонезом. Считалось, что полонез – танец более свободный, не столь строгий, как менуэт, которым открывали балы светского общества ранее.  Вторым танцем во всей своей красе явился вальс. Тот самый вальс, который еще в начале того же XIX века казался излишне вольным, даже неприличным танцем. 

ПРОСТЫЕ РАДОСТИ ЗИМЫ

Но если бал не для всех, то катание с ледяных гор доступно всем. Благо, что Владимир стоит на холмах – горок много. Для святочных гуляний горки заливали и специально, а то и строили деревянные. Делали такие горки от Дмитриевского холма до юго-западной башни Рождественского монастыря.  Центр народных гуляний в XIX и начале XX века – Соборная площадь и парк «Липки».



Центральная гора называлась «Кристальной». Кстати, в парке ставили и металлические печки, у которых можно было погреться. Катались  на санках и на рогожах, на коврах и на шкурах – кому как нравится, у кого что есть…

Гуляние в «Липках» – добрая владимирская традиция, дошедшая до нашего времени. Похоже, начало ей положено в начале XIX века при губернаторстве князя Долгорукова. Правда, парка тогда здесь не было, и лип тоже, но деревья вокруг нового губернаторского дома неподалеку от Дмитриевского собора уже были посажены.



Выпить же и закусить простому человеку можно тоже по-простому – дома или в гостях у родни. Но хоть как-то отпраздновать – надо было обязательно. По древнему обычаю, в Святки нельзя было выполнять многие виды работ. Считалось: если шить на Рождество, то в семье уродится слепой, а если лапти плести – родится кривой.

  Фото https://www.pxfuel.com/ и старые открытки Владимира

Последние новости

Во Владимире молодую девушку оставили без льготных лекарств

10:15 22 декабря 6+ Дарья Иудина Иллюстративное фото с сайта freepik.com Во Владимире прокурор добился возмещения пациенту денег, которые те потратил на покупку льготного лекарства.

Во Владимирской области откроется первый детский дерматовенерологический стационар

Во Владимирской области откроется первый детский дерматовенерологический стационар Отделение будет работать на базе Областного кожно-венерологического диспансера.

Во владимирской больнице №5 открыли надземный переход

Отапливаемый надземный переход открыли во владимирской Городской клинической больнице №5.

МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий

Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Хасавюрте на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *