«Когда великое свершалось торжество»
Собрание иконописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника – одно из самых известных в России.
Собрание иконописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника – одно из самых известных в России. Музей хранит уникальные памятники XII-XIII веков, иконы письма Андрея Рублёва и Симона Ушакова, замечательные произведения живописи XV–XVII веков, ценную коллекцию поздней иконописи. Среди музейных экспонатов – иконы со своей историей, почитаемые чудотворные образы, вклады.
Более 300 произведений иконописи нашего музея-заповедника представлены в экспозициях Суздаля и Владимира: «Древнерусская живопись», «Русская икона XVIII – начала XX в.», «Золотая кладовая» и других. Но значительная часть собрания находится в фондохранилищах музея. Многие из икон ещё предстоит отреставрировать и изучить.
В текущем году в рамках нового выставочного проекта Владимиро-Суздальского музея-заповедника в Архиерейских палатах Кремля начался цикл камерных выставок, на которых впервые экспонируются произведения иконописи, хранящиеся в запасниках музея, интересные своими сюжетами, техникой исполнения, особенностями иконографии и недавно возвращённые к жизни руками реставраторов.
4 апреля открылась вторая выставка этого цикла, на которой представлена икона XVII века «Распятие, с предстоящими».
Распятие Господне – казнь Иисуса Христа на кресте – эпизод, венчающий страдания и предшествующий погребению и Воскресению Христову. Образ Распятия – центральный для христианства. Именно он символизирует искупление Спасителем грехов человечества. Крестная казнь Христа является ключевым событием истории, открывшим новые духовные истины и сочетающим сильнейший драматизм с великой радостью одухотворения, обновления земной жизни.
Казнь через распятие, распространённая в Римской империи, просуществовала вплоть до IV столетия и была отменена императором Константином Великим. Сцены, относящиеся к страданиям Христа, появились в раннехристианском искусстве не ранее IV–V веков. Впоследствии изображение крестной казни Спасителя получает широкое распространение в искусстве греко-римском, византийском, русском и западноевропейском. «Распятие» встречается в иллюстрациях Евангелий и Псалтыри, настенных росписях, становится сюжетом барельефов, скульптурных изображений и икон. В течение нескольких столетий на основе Евангельских повествований от Матфея, Марка, Луки и Иоанна происходит формирование иконографии крестной казни Христа.
Представленная на выставке икона в основном демонстрирует традиционную иконографическую схему Распятия, но имеет и ряд особенностей, касающихся расположения фигуры апостола Иоанна Богослова, присутствия тернового венца на голове Христа и надписи в виде славянских монограмм, которая появляется на Руси не ранее XVII столетия. Одним из дополнений традиционного сюжета являются изображения солнца и луны, воплощающие Евангельский рассказ о наступившей во время страданий Спасителя тьме по всей земле.
Представленный на выставке образ впечатляет своими размерами. Из двадцати двух икон «Распятие», хранящихся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, эта – самая большая по размеру и наиболее древняя по времени создания. «Распятие, с предстоящими» поступило в нашу коллекцию в сложные 1920-е годы, когда музеем проводилась «лихорадочная работа» по приёмке церковного имущества из «ликвидированных» храмов и монастырей Владимирской губернии. Несмотря на отсутствие сведений о происхождении иконы, её размеры, иконография, золотой фон, следы басменного оклада и высокое качество живописи позволяют предположить, что памятник предназначался для какого-то значительного храма Владимирской земли.
В дни Великого поста, накануне событий страданий и Воскресения Христова посетители музея получили возможность увидеть редкий памятник русского иконописного искусства.
Е.А. Домнина,
научный сотрудник историко-этнографического отдела.Последние новости
Вручение аттестатов доцентов в Владимирском юридическом институте ФСИН России
Кандидат политических наук Алексей Кочетов отметил достижения сотрудников в области образования.
Анатолий Зотов назначен членом Общественной палаты Владимирской области
Бывший глава Коврова продолжит общественную деятельность.
Цифровизация финансовой инфраструктуры России
Центральный банк России инициирует внедрение цифрового рубля.
Как руководитель отдела продаж повышает прибыль компании в три раза
В современном мире бизнеса успешность компании напрямую зависит от эффективности работы отдела продаж