Жители Пустого Ярославля выиграли суд за дорогу и продолжают ее ждать
Быть ли пусту Пустому Ярославлю? Бездорожье способно убить не только машины, но и целые деревни.
До деревни Пустой Ярославль мы добирались пешком. Машина осталась в соседней Новоселке, водитель испугался за автомобиль — дорога внушала опасения за его сохранность. Несложно представить, во что превращается эта грунтовка в распутицу.
В списках не значится
Жители деревни жаловались во все инстанции, даже судились с администрацией Суздальского района. Суд вынес решение в пользу жителей, обязав муниципальные власти построить дорогу к деревне. Но пока проехать в деревню можно только на внедорожнике. Да и то не в любую погоду.
- Это у нас еще хорошая дорога, а вот на Петраково — вообще ужас. Там на днях машина НТВ застряла, трактором вытаскивали, - поведали нам деревенские.
Администрация района ссылается на нехватку средств на дороги и низкий норматив зачисления в районный бюджет доходов от акцизов на автомобильное топливо. На что местные власти и пожаловались журналистам федерального канала. Те, в свою очередь, вникать в нюансы не стали, опустив существенные факты. Если чуть глубже разобраться с ситуацией, то выглядит она иначе.
Начнем с того, что Пустой Ярославль не был включен Администрацией Суздальского района в перечень населенных пунктов, не имеющих подъездов с твердым покрытием. Поэтому финансирование дорожного строительства там было невозможным: нельзя финансировать то, чего нет. Только 9 августа этого года райадминистрация направила в областной департамент дорожного хозяйства письмо о включении деревни в этот перечень «по состоянию на 01.01.2020 года». А значит, и выделение областной субсидии на разработку проектной документации на строительство дороги к Пустому Ярославлю станет возможным никак не раньше его включения в этот реестр.
Что касается доли от акцизов, то она определена законодательством.
- Есть Бюджетный Кодекс. И все поступления в бюджеты идут строго в соответствии с законодательством. Но средства областного Дорожного Фонда в виде субсидий возвращаются в муниципалитеты. И в этом году Суздальский район получил денег на ремонт и строительство дорог больше многих других территорий — 99,3 млн рублей, - пояснил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства АВО Алексей Косилов.
Конечно, и этих средств не хватит, чтобы одномоментно привести к нормативному состоянию все дороги. Тем более, что только в Суздальском районе 21 населенный пункт не имеет подъездов с твердым покрытием. А всего по области таких — 729. И по сравнению с другими регионами это еще не самая страшная цифра.
Но именно из-за количества нуждающихся в дорогах населенных пунктов встает вопрос приоритетов: количество населения, наличие в населенном пункте социальных или образовательных учреждений, объектов экономики.
Проклятье прописки
И вот тут как раз кроются причины невезения Пустого Ярославля. По факту в деревне - 40 обитаемых домов. Большинство из них ухоженные, как и уличная территория в целом. Но прописан только один человек. У всех остальных — городская прописка. По данным последней переписи, деревня и вовсе нежилая.
- Всю жизнь проработала на тракторном заводе, - рассказывает 73-летняя Раиса Ефимовна Камшилова. От завода и квартиру получали. Вместе с владимирской пропиской. Даже не задумывались тогда, что все это так значимо. До этого из деревни ходила пешком до автобусной остановки Новоалександрово, километров 5. Здесь родители оставались. Мы с сестрой сюда уже на пенсии перебрались. А прописка осталась городской.
Уезжают сестры из деревни, только когда связь с цивилизацией прерывается совсем.
- Мы здесь родились, здесь в начальной школе учились, сейчас от нее только стены остались. Для нас красивее этих мест нет. Только забросили нашу деревню, - вздыхают сестры. - Да и молодежь говорит, что были бы условия — жили бы здесь постоянно с удовольствием.
На окраине деревни живут еще две пожилые сестры Александра Ивановна Тюрюкова и Анна Ивановна Иванова. Вдвоем не так страшно оставаться в отрыве от цивилизации.
- В город, в эти бетонные стены уезжать совсем не хочется. Мы здесь на свежем воздухе, постоянно в движении. Но ближайший магазин — в Кутуково. Нам уже пешком не дойти. Автолавка не приезжает. Дети в выходные привозят продукты на неделю. А вот когда дожди не прекращались, они к нам три недели прорваться не могли, - вспоминает Анна Ивановна. - Но у нас сухари были, сушки. Так вот и продержались. Запас лекарств всегда держу (я инвалид 2-й группы), потому что скорая не едет сюда. Да и пока они из Суздаля доедут.....
В прошлом году у Анны Ивановны случился сердечный приступ, скорая отказалась ехать, сказали — не проедут. По телефону проконсультировали, какие лекарства принять.
- Теперь, что случается, я не в скорую звоню, а детям, чтобы они меня во владимирскую больницу забирали, - говорит женщина.
Вот так и живут. Поэтому и не спешат прописываться в деревне, чтобы не терять право лечиться по полису во Владимире, который ближе Суздаля. «Дорогу жизни» от Пустого Ярославля до Новоселки, как могут, приводят в более-менее проезжее состояние своими силами: ровняют тракторами, отсыпают строительным мусором. За свой счет строили деревенские и мост через речку.
Получается, по бумагам тут людей нет, а на деле — вот они. Живут с ранней весны и до зимы. В основном, постоянно проживают здесь пенсионеры, честно отработавшие свое на благо региона. Сейчас они имеют возможность жить в деревне, на работу каждое утро им успевать не нужно. Но право на достойную жизнь на родной земле они заслужили. Да и потом, владельцы домов, даже прописанные в другом месте, платят налоги за землю и недвижимость в казну муниципалитета. И имеют право на то, чтобы муниципальные власти озаботились строительством дороги к их деревне.
Фактор дороги
- Я сейчас в отпуске. Была бы нормальная дорога, перебрался бы сюда насовсем. 20 км до областного центра, да при хорошей дороге и без пробок — это же как пригород получается, - рассуждает Александр. - Мне до центра Владимира, до работы, отсюда при хорошей погоде добраться быстрее, чем из Доброго.
Летом здесь особенно многолюдно: отпускники, дети на каникулах. Места вокруг живописные, воздух чистый. Несмотря на отсутствие газа и бездорожье, народ обжитые предками места покидать не собирается. Молодежь приезжает на малую родину даже в зимние выходные — катаются на лыжах, встречают здесь новый год.
Многие говорят, что если хотя бы дорога была, - жили бы в деревне постоянно. Но без прописки. А вот прописку предпочитают сохранять владимирскую, в областном центре и с работой проще, и качество медицинских и образовательных услуг выше.
Получается замкнутый круг. Нет официально проживающих — нет и финансирования на инфраструктуру. А нет инфраструктуры — нет и развития деревни.
- У нас тут, в основном, все свои. Дома по наследству переходят. Редко, кто продает. Но когда дома на продажу выставляются, покупатели есть. Места уж больно хорошие. С дорогой тут много было бы желающих строиться, - уверена Анна Ивановна. - А бездорожье пугает: один такой покупатель застрял на дороге, наши помогали его машину откапывать, так после этого он и передумал здесь обживаться.
Не способствует бездорожье и экономическому развитию. А потенциал у Пустого Ярославля есть. Тут и потомственный пасечник живет. Несколько лет работает в деревне крестьянско-фермерское хозяйство.
- Начинали они с размахом. Овец 600 у них было, - сообщили нам местные. - Но ведь ни ветеринара вызвать, ни продукцию на рынок отвезти вовремя, ни корма завезти.... Видно, не выгодно в таких условиях оказалось. Сейчас они на растениеводство перешли. Это же сезонное занятие. Зачем теперь им на зиму здесь оставаться?
И о каком развитии села тут можно говорить?
Впрочем, в планах районной администрации строительство дороги на Пустой Ярославль появилась. Только не совсем той, что так необходима его жителям.
- Говорят, что собираются дорогу делать на Петраково, Козики, Клементьево. Это какой крюк до Владимира! Нам дорога на Новоселку нужна, - озвучивает чаяния деревенских Анна Иванова. - Для нас всегда она была главной. И раньше по ней ездили, летом на подводах, зимой на санях. А теперь оказывается, что ее и нет вовсе. И никогда не было.
Хочется надеется, что и эта дорога когда-нибудь станет пригодной для поездок. Во всяком случае, первый шаг Суздальская администрация все же сделала: начала работу по включению деревни в список населенных пунктов, нуждающихся в строительстве дорог. А областной департамент дорожного хозяйства готов выделить субсидию на проектирование и строительство дороги. И лучше бы это была та дорога, которой пользуются жители деревни. Но чтобы мечта жителей Пустого Ярославля осуществилась, дорогу до Новоселок власти района должны сначала поставить на баланс.
- Субсидии на проектирование дорог и дорожное строительство выделяются по заявкам районных администраций. Но изначально необходимо, чтобы населенный пункт был включен в перечень деревень, не имеющих твердого дорожного покрытия. Это инициатива района. И приоритетные объекты выбирает тоже район, - подытожил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Алексей Косилов.
Читайте также: Как вязниковец подарил деревне дорогу
Автор: Светлана ЛапцоваПоследние новости
13 540 литров донорской крови удалось заготовить за прошлый год во Владимирской области
13 540 литров донорской крови удалось заготовить за прошлый год во Владимирской области.
13 540 литров донорской крови удалось заготовить за прошлый год во Владимирской области
13 540 литров донорской крови удалось заготовить за прошлый год во Владимирской области.
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям информирует граждан, путешествующих с домашними питомцами, об изменении требований при ввозе животны
Управление Россельхознадзора по Владимирской, Костромской и Ивановской областям информирует граждан, планирующих выезд совместно с домашними питомцами в Республику Молдова,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией