Легендарный рейд по бездорожью и пустыне
10 лет назад экипаж в составе вязниковца и нижегородца стал первым в мире, кто сумел покорить маршрут внедорожного ралли-рейда серии «Дакар» на стандартном легковом автомобиле первой группы особо малого класса.
10 лет назад экипаж в составе вязниковца и нижегородца стал первым в мире, кто сумел покорить маршрут внедорожного ралли-рейда серии «Дакар» на стандартном легковом автомобиле первой группы особо малого класса.
А дело было так. 5 сентября 2009 года из Казани стартовал грандиозный международный ралли-рейд «Шёлковый путь», организованный при непосредственном участии президентов Российской Федерации, Казахстана и Туркменистана. Соревнования проводились под самым престижным в мире автоспорта брендом «Серия Дакар» и собрали лучших гонщиков планеты. Среди перечня их высоких титулов и достижений как-то затерялся заявленный в категории «пресса» экипаж № 512 в составе Андрея Чудакова (Вязники) и Ильи Староверова (Нижний Новгород). Затерялся, но не остался незамеченным, поскольку вышел на старт на стандартном автомобиле «Ока». Разве что амортизаторы, изготовленные специалистами из команды «КАМАЗ-мастер», отличали эту машинку от тысяч других, что бегают по дорогам страны. Да «боевая» раскраска была яркой — такой же, как у гоночных КАМАЗов.
— Ещё в Казани наша «Окулина» стала привлекать к себе внимание. Больше всего вопросов было от ребят из германской команды Volkswagen Motorsport. Спрашивали, уверены ли мы, что машина выдержит такой вояж. Мы объясняли, что это «Ока» и что она связана с заводом микролитражных автомобилей промышленной группы «КАМАЗ». Услышав слово, имеющее в автоспорте чуть ли не магическую ауру, немцы резко изменили отношение к микролитражке и, уважительно поглядывая в сторону машины, тут же попросили разрешения сфотографироваться рядом с ней. Мы, естественно, разрешили. А вообще, многие подходили, фотографировались, улыбались…
Далее экипаж ждали ежедневные маршруты по степям, раскалённым каменистым плато, пустыням, подъёмы в три часа ночи и финиши за полчаса до полуночи… Четыре с половиной тысячи километров бездорожья…
Вот часть лишь одной из записей в дорожном дневнике экипажа:
«10 сентября. Этап Жанаозен – Туркменбаши (Казахстан – Туркменистан). 15% этапа составят дороги с каменистым покрытием и камнями, 5% – тяжелые триальные дороги. Далее всем надо будет проехать по твердым глиняно-песчаным, очень пыльным дорогам (25%) и не заблудиться между дюнами (35% этапа).
Пограничный переход между Казахстаном и Туркменистаном – шлагбаум времён борьбы с басмачами, расположенный посреди пустыни да погранично-таможенный терминал – дощатый сарайчик, с двух сторон обнесённый колючей проволокой. За десяток километров до него дорога превратилась в кошмарное «ассорти» из ям и ухабов, рядом с которым Дзержинский танковый полигон покажется шикарной автомагистралью. Но это было только начало. Мы не догадывались, какое испытание нас ждало на туркменской территории.
В «легенде» был отмечено: «Пограничный пост. После него следовать по любой из параллельных дорог». Сколько было этих параллельных дорог – доподлинно неизвестно, но они существовали на всём пространстве от горизонта до горизонта. И можно было не выбирать – условия абсолютно одинаковы на всех: чудовищные ухабы, песок и проклятый феш-феш — мелкая, словно цемент, пыль. Во время крутых виражей передние ведущие колёса выбрасывали вверх шлейф песка, высотой в два или два с половиной метра. Со стороны – бесподобно красиво! Но благодаря сильному ветру и открытым окнам большая часть песка тут же оказывалась внутри машины. Словно кто-то невидимый и шкодливый время от времени проказничал, с размаху высыпая нам в лица ведро тёмного, как гречневая крупа, песка. Салон, вся поклажа и мы сами давно приобрели бурый оттенок. В салоне машины пыли было столько, что за её завесой временами не видно было даже лобового стекла. И это не оговорка — завеса пыли была именно в салоне, а не снаружи.
Те, кто видел, как шла по бездорожью «Ока», рассказывали об этом фантастическом зрелище с дрожью в голосе. А пилот вертолёта обслуживания, волей случая пролетевший мимо, вообще решил, что это мираж. Мы же, скрепя зубы, хотели только добраться хоть до какой-нибудь настоящей дороги. И ещё хотелось когда-нибудь попасть в Тольятти и пожать руку тому парню, что спроектировал двигатель для «Оки». Там, где начинались проблемы у многолитровых моторов известнейших марок, 33-сильный ВАЗовский «твин» работал так, словно всё, что приходилось в эти дни на его долю, – весёлая забава. Да и амортизаторы, сделанные Анатолием Гориным, стояли насмерть.
86 километров машину безжалостно подбрасывало, швыряло, скручивало то в одну, то в другую сторону. Временами она полностью скрывалась в пылевом облаке, чтобы пару секунд спустя выскочить из него чуть ли не в прыжке, уподобляясь взлетающей в клубах дыма и пламени ракете.
И из этого ада мы выбрались одними из первых. Теперь уже грейдер, такой же, как на тысячу раз проклятом Устюрте, показался нормальной дорогой. В Кара-Богаз въезжали уже по бетонке…».
Ралли «Шёлковый путь — серия «Дакар» — финишировало 13 сентября в Ашхабаде. Илья и Андрей привели свою машинку к победной арке одновременно с лидерами национальных и международных гонок, став первым в мире экипажем, сумевшим покорить маршрут рейда серии «Дакар» на автомобиле первой группы особо-малого класса. На заявку о приоритете события, зарегистрированном в агентстве «Пари» под № 12. 724, пришёл следующий ответ:
«…заявленное вами достижение достойно включения в «Книгу рекордов России» и «Книгу рекордов Гиннесса»… с выдачей приоритетной справки, Диплома, знака «Золотая Звезда Рекордсмена» и наградных сертификатов для участников события и тех, кто оказывал содействие в установлении достижения…».
Слово — героям того невероятного рейда.
— Ни о каких рекордах мы, конечно, тогда и не думали. Просто ехали этап за этапом, стараясь быть не самыми последними и не покалечить машину, — вспоминает пилот экипажа № 512 Илья Староверов. — Автомобиль свой знали хорошо, все его возможности были испытаны как в дальних путешествиях, так и в местных ралли. К моменту старта «Ока» прошла 80 тысяч километров, и всё работало как надо…
А штурман Андрей Чудаков добавляет:
— Уверенность, что всё получится и мы успешно дойдём до Ашхабада, была постоянной и твёрдой. Даже когда мы заплутали в Барабинской степи и вместо 1000 километров «намотали» за день по бездорожью 1400 — никакого беспокойства не было и в помине. А потом — форсирование с ходу небольших речушек, вояж среди белых скал каменистого плато Устюрт, рейд сквозь чёрные пески Каракумов — одной из величайших пустынь мира — это стоит увидеть. Тем более, в звёздной компании из лучших гоночных команд мира. И ещё — нам очень везло везде и во всём…».
19 сентября 2009 года экипаж № 512 своим ходом вернулся домой. Их достижение принадлежит России, и пока его не смог повторить никто.
Александр ЧОПЕНКО.
автор: Редакция газеты "Маяк"
Последние новости
Владимир Якушев: Ключевые приоритеты «Единой России» в весеннюю сессию касаются поддержки участников СВО
Президент Владимир Путин поручил партии уделять особое внимание теме поддержки участников СВО и членов их семей.
Председатель Владимирского областного суда Шишкин Сергей Константинович принял участие в торжественном собрании, посвященном Дню образования Следственного комитета Российской Федер
На мероприятии присутствовали губернатор Владимирской области Авдеев А.А., прокурор области Грибов И.В., заместитель Председателя Законодательного собрания области Картухин В.Ю.,
Сергей Олесиков назначен исполняющим обязанности главы Радужного
Сергей Олесиков назначен исполняющим обязанности главы Радужного С 14 января 2025 года временно исполняющим обязанности главы города Радужный стал Сергей Сергеевич Олесиков.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией