Учитель из Владимирской области развивает коммуникативные навыки у детей через киберспорт
Фото: Евгений Кавелин Евгений Кавелин преподаёт математику и по совместительству является руководителем «Точки роста» в МБОУ СОШ № 2 им.
- У вас на базе «Точки роста» появилась новая киберспортивная дисциплина “Лига Легенд”. Откуда возникла идея о ее создании?
- Официально наше направление “Лига Легенд” появилось в январе прошлого года. До этого я с сентября 2021 года проводил пробные занятия. В то время это направление было достаточно популярно и хорошо развито на стриминговых сервисах, на Twitch (интерактивный сервис прямых трансляций для различного контента), на YouTube. Ещё киберспортсмены из России активно принимали участие в международных соревнованиях. «League of Legends» на текущий момент на Twitch занимает первое место по популярности. И просмотры “Лиги Легенд” на чемпионатах мира тоже занимали первые места. Поэтому мы решили взять эту командную дисциплину. Внешне эта игра выглядит анимешно, мультяшно. Для детей это более менее комфортно.
Я сам играю в “Лигу Легенд” уже некоторое время. Прошёл игру с нуля, испытал всё на себе, прожил так сказать. И поэтому могу что-то рассказать ребятам, чему-то научить каким-то основам. Поделиться интересными, необычными вещами, которые особо в интернете и не увидишь. Мне это интересно и детям это тоже интересно. Дети иногда говорят: «Евгений Александрович, поиграйте с нами!» Когда есть время и возможности, то могу на занятии поиграть с ними минут 20-30.
- Какой допустимый возраст для участия в таких играх?
- “Лига Легенд” - это командная игра. В кружок мы берём детей с 12-14 лет. Такой возраст взят не просто так. Самые сильные игроки в мире по этой дисциплине - это корейцы и китайцы. У них в школах официально ввели такие предметы. С 12-13 лет они уже начинают формировать команды и тренироваться сначала для соревнований внутри страны, потом выходят на международный уровень. У них сейчас самое большое количество профессиональных киберспортсменов. В 17-19 лет это уже самые активные, мощные игроки.
Я беру всех с класса 7-8-го. Сначала приходили более взрослые ребята, 8-9-й класс. Но у этих ребят другие заботы, у них экзамены. Пришли более маленькие ребята, учащиеся 6-7-х классов. Часто приходят такие дети, которые, скажем так, являются немного не принятыми в классе, не вовлечёнными в деятельность. Может быть, они мало общаются в коллективе, у них мало друзей, может быть у них в принципе мало общения с другими детьми. И поэтому они приходят сюда. Во-первых, они знакомятся с другими детьми, у которых такие же интересы. Мы начинаем коммуницировать, объединяемся в пары, в команды, и им приходится уже общаться друг с другом сначала на игровые, а потом и на другие темы. Дети выходят из своих границ.
- Это ведь онлайн-игра и к ней может подключиться абсолютно любой человек. А вдруг наш соперник окажется не совсем адекватным?
- Да, действительно, это онлайн-игра. К игре могут подключиться люди совершенно разных возрастов, но есть некоторые особенности. Нет голосового общения, есть только письменный чат. А в чате стоят фильтры: возрастные, фильтр нецензурных выражений. Всё, что нецензурное, сразу удаляется или заменяется “звёздочками”. Это очень хорошая и полезная вещь. Дети видят, что эти “звёздочки”, они могут предположить, что там скрывается, но они не видят нецензурных выражений.
У нас есть обязательное занятие по информационной безопасности, даже есть специальные тетрадки. Как-то я участвовал в одном владимирском форуме, и нам в подарок дали тетрадки, в которых была информация по безопасности в интернете, там прописаны все правила. Я поделился этим материалом с ребятами. Мы всегда проговариваем, обсуждаем, что нельзя передавать свои данные, говорить незнакомцам свой адрес, мы не называем свои реальные имена и фамилию, не обмениваемся контактными телефонами.
- Есть какая-то учебная программа, пособие, по которым вы занимаетесь?
- Программу я сформировал сам, но таких рабочих программ нигде нет в принципе. Пока еще этим никто не занимался. Пришлось самому писать программу с нуля. Методических разработок никаких нет. Всё на основе своего опыта.
- Занимаетесь ли с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
- У нас есть ребята с особенностями развития. Кто-то из них на домашнем обучении, другие ходят в школу. Я знаю, что некоторые из ребят действительно увлекаются компьютерными играми, я предлагал им прийти на занятие, но пока они к этому настороженно относятся. Возможно, ввиду своих особенностей они забывают, может быть, думают, что я неправду сказал. У нас пока таких ребят на занятиях нет. Я пытался привлечь и пытаюсь периодически их пригласить. Надеюсь, что у меня получится. Эти ребята требуют особого подхода. Они сами по себе бывают замкнутые, и если раскрепостить их хотя бы в этом направлении, то это хорошо. Например, бабушка одного ребенка рассказывала, что её внук онлайн общается с друзьями, играет с ними в игры. А в школе этот ученик замкнутый, ни с кем не общается. Вот я хотел бы их привлечь в наш кружок, чтобы они потом раскрепостились в среде своих сверстников.
- Как проходит процесс обучения?
- Наши занятия начинаются с теории. Первое занятие - это знакомство с компьютером, с игрой и так называемое обучение. Дети проходят три небольшие игры по 10 минут. Если я вижу, что у ребенка получается, ему нравится, он увлечён, то мы продолжаем дальше с ним заниматься. Теоретические занятия обычно связаны с построением коммуникаций. Я объясняю ребятам, что они обязательно должны уважать своих союзников и своих соперников. Никаких оскорблений, неуважительных вещей быть не должно. Я говорю, что если они позволяют себе плохое поведение, то мы с ними прощаемся. Такие случаи были.
Мы проводим с ними обучение, иногда я беру какие-то ролики с ютуба. Там не прохождение игры, а обучение именно каким-то тактикам, стратегиям. Теория у нас примерно - это треть занятий, практика - это две трети занятий. На теоретических занятиях детям не скучно. Им, наоборот, нравится, потому что я им предлагаю идею, интересные вещи, связанные с игрой. Вот на днях к нам два новеньких товарища пришли. Предложил каждому из них подробно изучить персонажей, какие у героев навыки, умения. Мы сидим, беседуем. Один рассказывает, а другой слушает, потом наоборот. Затем они пробуют играть, применяют свои знания на практике. Нужно, чтобы и преподаватель был в теме, потому что если ты не понимаешь, о чём говорят дети, то ты не подскажешь и не направишь в правильное русло. На занятиях мы сначала смотрели матчи, даже мои, потом перешли на записи матчей профессиональных игроков. Дети с большим удовольствием смотрят. Они анализируют, сравнивают со своей игрой. У нас в игре регулярно выходит обновления, это происходит примерно раз в месяц.
Разработчики видят, что какой-то герой очень сильный, всех побеждает, и они его немного подрезают, ослабляют. А вот других - слабых - они усиливают. Добавляют новых персонажей, предметы. Я об этом рассказываю ребятам и даю здание к следующему занятию подготовить рассказ о новых изменениях в игре. Дети активно в этом участвуют.
- Домашку задаёте?
- Задаю. Например, предлагаю им посмотреть записи своей игры и проанализировать её.
У нас есть зачёты, тесты. Например, даю задание выучить персонажей, заклинания. Сам дома составляю вопросы по теме, ребята потом решают. Или мы смотрим ролик, а потом учащиеся по памяти называют имена персонажей из этого видео. Дети развивают внимательность, память.
Так такового экзамена, защиты проектов у нас нет. Итоговой работой у нас считается турнир РДШ. В этом году мы планируем сделать турнирные соревнования для всех желающих. Победитель получит приз. Прямо мечта детей:играть в компьютер и получать за это призы.
- Как дети относятся к проигрышам?
- В конце прошлого учебного года мы участвовали в турнире РДШ. С нашими новичками играли более опытные игроки. Мы, естественно, проиграли, потому что пробовали участвовать в таком мероприятии впервые и не знали еще, что и как делается. Но ребята были очень рады, что более опытные и крутые игроки хвалили их.
Все относятся по-разному. Если говорить про турниры РДШ, то дети изначально видели уровень своих соперников и понимали, с кем предстоит играть. Они изначально были настроены на хорошую игру, но не были настроены на победу. Они хотели победить, но понимали, что победить игроков, которые играют по 5-6 лет, невозможно. Бывает, так скажем, небольшие срывы, конфликты внутри коллектива. Их невозможно избежать и когда дети проигрывают, то некая детская обида всё же возникает. В таких случая я всегда стараюсь перенести всё в конструктивный диалог.
- Для чего вообще нужен этот кружок?
- Самое главное - это то, что дети приобретают коммуникативные навыки: они начинают общаться друг с другом. У многих улучшается реакция на какие-то внезапные действия. Поскольку я ещё и преподаю математику у этих детей, то замечаю, что качество обучения у ребят не снижается, а у некоторых даже повышается. Они лучше запоминают материал, например, теоремы по геометрии. Если возникают проблемы с учёбой, то мы стараемся максимально оперативно это решить.
Компьютер - это инструмент для развития личности. Любой кружок развивает в человеке что-то хорошее, позитивное. Просто где-то развивают физические навыки, а у нас - умственные.
Автор: Диана НерсисянПоследние новости
Руководитель Владимирского УФАС России на "Радио Россия-Владимир"
Руководитель Владимирского УФАС Алексей Михайлович Потанин принял участие в прямом эфире программы «Ваше право» («Радио России-Владимир»), которая состоялась 23 декабря 2024 года с 07-20 до 07-55.
Подвели итоги конкурса на лучшую елочную игрушку
Оригинальные идеи, яркие образы и много самых разнообразных змей. В преддверии Нового года среди учреждений социального обслуживания по традиции прошел конкурс на лучшую елочную игрушку.
Ковровский городской прокурор Максим Лёвин поздравил воспитанников Ковровского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с новогодними праздниками
Накануне Нового года Ковровский городской прокурор Максим Лёвин посетил ГБУСО «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения