22.01.2023

Победитель конкурса «Щелкунчик» из Владимира впервые взял в руки скрипку в три года

Фото: Предоставлено Владимиром Пановым В декабре «ВВ» сообщили, что 12-летний скрипач из Владимира Глеб Панов стал победителем в одной из номинаций престижного Международного телевизионного музыкального конкурса «Щелкунчик».

Фото: Предоставлено Владимиром Пановым В декабре «ВВ» сообщили, что 12-летний скрипач из Владимира Глеб Панов стал победителем в одной из номинаций престижного Международного телевизионного музыкального конкурса «Щелкунчик». И это был первый такой успех владимирского скрипача в истории конкурса. В зимние каникулы состоялось наше интервью с Глебом. Обладатель «Золотого Щелкунчика-2022» рассказал о своем пути в музыке, об увлечениях и о планах.

- Глеб, как получилось, что выбрал именно скрипку? 

- Я с рождения слушал классическую музыку дома, - старший брат играл на скрипке и фортепиано. За фортепиано меня сажали с очень раннего возраста, я нажимал на клавиши и слушал ноты. А вот скрипку в руки не давали. Мне не было еще четырех лет, когда в музыкальной школе одна девочка дала мне подержать её скрипку. Я вцепился в скрипку и не хотел отдавать. Это было как раз перед Новым годом. И родители пообещали, что на Новый год Дед Мороз подарит мне скрипку. Он мне скрипку подарил, и я начал учиться играть. Одновременно я учился  и на фортепиано. И в музыкальной школе занимался на этих двух специальностях. Занимался еще и вокалом, но скрипку любил больше всего.
- Сначала ты занимался в музыкальной школе во Владимире, а с 2020 года учишься в Москве. В чем увидел главную разницу между этими школами?
- Наверное, музыкальная школа во Владимире дает первоначальные знания. Преподаватели учили нас азам игры на инструментах, прививали любовь к музыке. Занятия проходили в спокойной, непринужденной, как бы «домашней» обстановке. А в Москве, в школе-колледже имени Гнесиных, обучение скорее профессиональное. После 11-го класса мы получим диплом о двух профессиях -  артиста и преподавателя. То есть можно будет и выступать на профессиональной сцене, и преподавать в музыкальных школах. Поэтому у нас в Гнесинке учителя очень требовательные, строгая дисциплина, домашние задания всегда надо выполнять старательно.
- Как строится твой обычный учебный день в Гнесинке?

  - Учебный день в школе-колледже Гнесиных проходит почти как в обычной школе: у нас есть и математика, и русский, и литература, и история. И физкультура тоже. Но музыки у нас в расписании намного больше:  уроки по специальности, сольфеджио, музыкальной литературе, теории музыки, нас учат читать ноты с листа, есть занятия в ансамбле. А в старших классах будут еще гармония и оркестр. Преподаватель дает домашние задания, поэтому по два-три часа каждый вечер занимаюсь.

- Расскажи о своем педагоге.
- Мой преподаватель Татьяна Семеновна Беркуль - лучший педагог. Она - заслуженная артистка России, профессор Московской консерватории имени Петра Ильича Чайковского. У нее мечтают учиться многие музыканты, на ее мастер-классы приезжают дети и преподаватели со всей страны. У Татьяны Семеновны очень высокие требования к своим ученикам. По себе знаю. Стараюсь требованиям соответствовать.

- Произведения каких композиторов тебе больше нравится исполнять?
- Меня привлекают произведения композиторов эпохи романтизма - Чайковского, Мендельсона, Шопена, Венявского. Романтики передают в музыке личные переживания, у них на первом плане выступает человек со своими чувствами. Мне это близко.

- Подготовка к конкурсам и участие в них – что это дает тебе как музыканту?
- Конкурсы очень важны. Для них надо более тщательно отбирать и готовить программу, оттачивать штрихи, следить за качеством исполнения. Мой педагог говорит, что подготовка и участие в конкурсах повышает уровень моего исполнительского мастерства, заставляет контролировать свою игру, а я получаю опыт выступлений перед публикой.

- Волнуешься, когда выходишь играть перед жюри, зрителями, телекамерами?
- Когда я выхожу на сцену и начинаю играть, то всегда немного волнуюсь, даже когда хорошо подготовил и тщательно отработал произведение. Но начинаю играть, волнение пропадает, и я полностью погружаюсь в музыку.
- В чем главная сложность, когда выступаешь с оркестром?
- Надо быть очень внимательным и соблюдать ритм при исполнении. Ведь когда выступаешь с концертмейстером и немного с ним «расходишься», он может как бы «подхватить» тебя, подстроиться под твой ритм. А с оркестром «разойтись» нельзя!  

- Какие у тебя впечатления от работы с нашим Губернаторским симфоническим оркестром?
- Владимирский губернаторский оркестр под управлением Артема Эдуардовича Маркина я считаю лучшим из оркестров. Это мой любимый оркестр. Когда мне было восемь лет, я впервые выступил с ним в качестве солиста. Мы исполняли «Грозу» Вивальди. Были и два выездных концерта. А еще в этом оркестре играет мой владимирский педагог Екатерина Константиновна Меркулова, у которой я занимался скрипкой до поступления в Гнесинку.

- В чем заметил основные отличия между телевизионным конкурсом «Щелкунчик» и другими конкурсами?
- «Щелкунчик» - это самый крутой конкурс юных исполнителей из тех, на которых я выступал. Там все обставлено ярко и сказочно, атмосфера праздника. Очень интересно было познакомиться и выступать с лучшими ребятами -узыкантами из разных стран мира.
- Случались ли во время выступлений, конкурсов какие-то непредвиденные ситуации? 

- Вспоминается один курьёзный случай. Несколько лет назад мне вручали грамоту стипендиата «Надежды земли Владимирской». В финале этого торжественного мероприятия я должен был сыграть с губернаторским оркестром. Награждение проводила губернатор Светлана Юрьевна Орлова. Церемония была долгой, и я очень устал. Когда объявили выступление с оркестром, я замешкался и не успел вовремя вступить. Пришлось «догонять» оркестр.

- А какие еще предметы кроме музыкальных тебе нравятся? Чем увлекаешься помимо музыки?
- Да, специальные музыкальные предметы  требуют много сил и времени. Но мне еще очень нравится история - история России, зарубежных стран, мировой культуры. 

Люблю рисовать. Когда бываю в летнем лагере «Новых имен» в Суздале, стараюсь по возможности заниматься не только вместе с музыкантами, но и с художниками, хожу с ними на пленэры и участвую в их выставках. В свободное время, а оно бывает нечасто, играю во дворе в футбол с ребятами. В зимние каникулы катаюсь на лыжах в парке «Дружба».

- Твердо уже решил, что станешь профессиональным музыкантом? Или думаешь и о другой профессии?
- Конечно, я мечтаю стать профессиональным музыкантом, скрипачом. Но одновременно хотел бы получить образование музыковеда и искусствоведа, эти профессии мне тоже очень нравятся.
- Какие у тебя главные планы в наступившем году?
- В наступившем году я хотел бы уделить больше внимания технической стороне при исполнении произведений, выступать на концертах. Мечтаю о скрипке более высокого уровня, ведь у скрипачей звук очень зависит от инструмента. У меня скрипка хоть и старая, но «мануфактурная», а не «мастеровая». Много из нее не выжмешь...

-  Желаю новых успехов, Глеб!

Автор: Александр Известков

Последние новости

3 марта – День открытых дверей ВлГУ для студентов выпускных курсов колледжей

Начало в 11:00. Знакомство с университетом будет организовано на разных площадках: публикуем адреса и программу.

Владимирские молодогвардейцы запустили курс занятий по управлению БПЛА

На площадке штаба общественной поддержки Владимирской области, волонтеры организовали зону виртуальной реальности, где с помощью симулятора и VR-очков, участники смогут ознакомиться с работой беспилотных летательных аппаратов,

Активисты ЛДПР вышли на митинг во Владимире, приуроченный ко Дню Защитника Отечества

Активисты ЛДПР вышли на митинг во Владимире, приуроченный ко Дню Защитника Отечества 23 февраля активисты и сторонники ЛДПР вышли на праздничный митинг, приуроченный ко Дню защитника Отечества.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *