"Чернобыль": хроники одной катастрофы
Не просто кино: на западе сняли мини-сериал о ликвидации аварии на ЧАЭС Ничто не предвещало настолько мощного, продуманного, уважительного и аутентичного проекта.
До «Чернобыля» образы нас — русских, украинских, советских — в голливудском кино обычно «собирали» как конструктор из всевозможных клише (ушанка, мат, водка, мафия и т.п.).
Я не знаю, кто из советских консультировал шведского режиссера Йохана Ренка, но этот «кто-то» заслуживает славы и почета. Ведь благодаря этому человеку (или этим людям) Ренк первым и пока единственным из западных постановщиков умудрился сделать, на мой взгляд, невероятно точный срез советского социума — со всеми мельчайшими деталями, пережившего одну из самых масштабных техногенных катастроф XX века.
Хотя в фильмографии Ренка есть отличные проекты - «Во все тяжкие», «Викинги», «Ходячие мертвецы», своим «Чернобылем» он шагнул на качественно новый уровень, создав по сути органичный симбиоз из документалки и художественного кино.
От «Чернобыля» реально не оторваться. Он многое доступным языком объясняет о причинах аварии и ее последствиях, трогает до слез картинами человеческих драм и бъет наотмашь осознанием того, насколько в таких ситуациях мы все уязвимы и беспомощны. Даже если уверены, что покорили все на свете — от живой природы до атома, мы всего лишь люди — слабые, хрупкие, но почему-то способные на фантастические акты отваги.
При этом, «в процессе» просмотра постоянно возникает желание залезть в Википедию и сразу выяснить судьбу показанных в мини-сериале персонажей.
Обалденный кастинг — еще одно достоинство «Чернобыля». Хотя массовый зритель «в лицо» узнает разве что Эмили Уотсон и Стеллана Скарсгарда. Вместе с Джаредом Харрисом они фактически вынесли на себе всю историю. Причем, Скарсгард и Харрис играли реальных людей — партийного деятеля Бориса Щербину и ученого Валерия Легасова, руководивших ликвидацией последствий на ЧАЭС, месяцами «ловивших» дозы радиации, что в итоге перекорежило все их последующие жизни и, конечно, сильно их сократило. Персонажа Уотсон в реальности не существовало, но ее Ульяна Хомюк, как пояснили создатели, воплощает собой всех ученых, которые участвовали в ликвидации аварии и поддерживали Легасова в его последующем «крестовом походе» за обнародование правды о произошедшем в Чернобыле.
Тем не менее, этот мини-сериал никого, кроме сложившейся системы «главное - отрапортовать верховному, что все под контролем», не обличает. Для меня он, скорее, больше похож на памятник людям, которые сделали то, на что способен далеко не каждый. Месяцами без какой либо адекватной защиты торчали в зоне, где из-за радиации ломалась самая современная техника. Или, например, вызывались добровольцами на работы, когда прямо сказано — это билет в один конец. Или после падения товарища по эскадрилье продолжали подлетать на вертолетах к открытому реактору, чтобы сбросить очередную порцию песка с бором и схватить драконовскую дозу. Или, искренне любя животных, занимались их отстрелом в зараженных населенных пунктах, изо всех сил стараясь, чтобы те умирали сразу, не страдая. Или, как одна из героинь, будучи беременной, вопреки запретам врачей обнимала облученного мужа-смертника, которому так была нужна поддержка...
Гримеры у «Чернобыля» тоже были невероятные: художник картины Дэниел Паркер искал фото и видео последних дней пожарных, облучившихся на ЧАЭС в первый же день, но не нашел. Поэтому грим персонажам создавал по воспоминаниям очевидцев. Мне кажется, «Чернобыль» нужно посмотреть всем.
Автор: Марина Киселева Заголовок в газете: "Чернобыль"Последние новости
Неделя борьбы с антимикробной устойчивостью в России
Эксперты предупреждают о растущей угрозе из-за антибиотикоустойчивых микробов.
Предупреждение о бешенстве в частном секторе
Будьте внимательны и соблюдайте меры предосторожности.
Санавиация Владимирской области: статистика 2023 года
В этом году санавиация провела 82 вылета, из которых 12 — для детей.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией