Николай Парфенов и его амплуа. К юбилею артиста
Всенародную известность Николай Парфенов снискал как киноактер.
«У него не было соперников, потому что у него такое амплуа…»
Владимир Зельдин
Всенародную известность Николай Парфенов снискал как киноактер. В кино он дебютировал уже будучи зрелым артистом – в 34 года в фильме «Сын полка». А за всю свою жизнь снялся более чем в ста пятидесяти фильмах. Последним был – полковник Костенко в кинокомедии Леонида Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Он всю жизнь мечтал о роли Льва Толстого, на которого был очень похож по мнению многих, но по иронии судьбы классика литературы ему удалось сыграть только один раз в детском киножурнале «Ералаш».
Николай Парфенов родился в 1912 году в небольшом селе Сергиевы Горки Владимирской губернии. Отец Иван Парфенов служил помощником капитана маломерных судов, которые тогда в большом количестве ходили по Волге. После революции в 1918 году он даже руководил льномяльным заводом. После неожиданной смерти отца все заботы легли на плечи матери: большое хозяйство и воспитание шестерых детей, старшему из которых было всего четырнадцать лет. Помощи ждать было неоткуда, и Парфеновы взялись за дело сами. Кое-как жизнь стала налаживаться. Но в тридцатые годы, когда началось раскулачивание, земляки всю свою ненависть обрушили на семью Парфеновых. Сельский сход объявил Парфеновых кулаками и постановил выслать их за пределы области. Колю с братом Борей и сестрой Марусей мама отправила учиться в город Пермь. Она хорошо понимала, что там легко можно затеряться и избавиться от клейма «кулацких детей». Сама же она отправилась работать на торфоразработки. Но учиться в Перми им не пришлось, их выгнали как «кулацких детей». И они решили отправиться в Москву. Мальчики сразу устроились арматурщиками на завод «Серп и Молот», чтобы заработать пролетарскую биографию. Однажды, прогуливаясь по городу, Николай натолкнулся на объявление о приеме в студию при театре МГСПС (так наз. в ту пору Театр им. Моссовета). На вступительном экзамене председателем был известный театральный деятель режиссер Евсей Осипович Любимов-Ланской, суровый мужчина в старомодном пенсне. Парфенов читал Маяковского: «Профессор, снимите очки-велосипед!» В один из моментов он усилил интонацию, и текст приобрел неожиданный смысл. У Любимова-Ланского даже пенсне упало. Все члены приемной комиссии рассмеялись, а кто-то из комиссии назвал Парфенова неотесанным и грубоватым. До Парфенова долетело равнодушное: «До свидания. Завтра позвоните». Он ушел расстроенный, и решил больше никогда не поступать в артисты. Но утром Николай все-таки позвонил и вдруг услышал в ответ: «Парфенов, вы приняты!».
Как потом он узнал, Любимов сказал комиссии: «Надо же, он меня рассмешил. Надо его принимать». Так Николай Парфенов из рабочих завода попал в артисты. Это было то, что он интуитивно искал давно, когда спасался бегством из деревни. Вот, где он может измениться до неузнаваемости, стать другим человеком, любым, каким только захочет, и навсегда забыть кулацкое прошлое. Его однокурсником стал Владимир Зельдин.
В Театре им. Моссовета, куда был принят Парфенов в 1935 году и прослужил почти 60 лет, у него была одна единственная главная роль Митрофанушки в спектакле «Недоросль» по Фонвизину. Со временем и ее не стало, но он не ушел из театра, и продолжал ждать своей роли.
Он жил театром, кино, творчеством. У него была масса концертов, с удовольствием вел капустники. Писал стихи, правда, нигде их не публиковал, но зато с удовольствием их читал друзьям и коллегам. Теннис, охота и рыбная ловля были любимыми занятиями Николая Парфенова в обычной жизни.
Фильм «Дайте жалобную книгу» (1964)
Фильм «Служили два товарища» (1968)
В 1960-1980-х годах Николай Парфенов стал одним из самых востребованных советских киноартистов. Правда, ни одной главной роли он так и не сыграл, в основном это были второстепенные и эпизодические роли, но он умудрялся сделать их яркими и запоминающимися. И все эти эпизоды были сыграны с таким серьезным и невозмутимым видом, что у зрителей не оставалось ни капли сомнения в том, что парфеновские герои – реальные люди. Особенно хорошо артисту удавались образы бюрократов, чиновников-формалистов и прочих борцов за дисциплину и моральный облик. Это герои Парфенова в фильмах: «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу», «Свой парень», «Искренне Ваш», «Профессия – следователь». Нашел в кинематографе отражение и добрый юмор Николая Парфенова, воплотившийся в веселых эксцентрических комедиях: «Семь стариков и одна девушка», «Неисправимый лгун», «Дети Дон-Кихота», «Афоня», «Пузырьки», «По семейным обстоятельствам», «Сдается квартира с ребенком» и других.
Фильм «Дети Дон Кихота» (1965)
Фильм «Семь стариков» (1968)
К своим эпизодическим ролям Парфенов относился очень ответственно и был у него к ним свой подход. Перед съемками каждого нового фильма для Парфенова начинался период кропотливой «домашней» работы. «Учителями» Николая Парфенова были обыкновенные прохожие, работники сферы обслуживания, продавцы, а «классом» – обычный рынок, куда он часто приходил за покупками и одновременно наблюдал за людьми, прикидывая, кто из них может стать его очередным героем.
В 60-е годы XX века для борьбы с негативными явлениями в жизни страны был создан сатирический киножурнал «Фитиль». Популярность «Фитиля», была необычайной. Многие «звезды» советского кино снимались в этом киножурнале. И рекордсменом среди них был Николай Парфенов. Его можно увидеть практически в каждом номере «Фитиля».
Свое отношение к работе актер выразил в шутливом четверостишии:
Мне очень трудно жить без роли –
В душе тоска, на сердце боль,
Но сразу все проходят боли,
Когда я получаю роль.
Фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992)
Парфенова можно назвать не только одним из самых снимаемых советских артистов, но еще и актером-долгожителем. Последние свои роли Николай Петрович в кино сыграл уже в преклонном возрасте, когда ему было 80 лет.
Таков портрет «короля эпизода», заслуженного артиста РСФСР Николая Ивановича Парфенова.
Подробнее
По материалам документального фильма «Николай Парфенов. Его знали только в лицо…» (реж. С. Коновалова, 2012 г.). — URL: https://smotrim.ru/video/1153643 (16.06.2022)
Последние новости
Перспективы модернизации городского транспорта в России
Эксперты предлагают новые решения для обновления инфраструктуры.
Иммунолог объяснила, почему не стоит часто вытирать пыль
Частое вытирание пыли может негативно сказаться на здоровье.
Мобильные медицинские комплексы в Владимирской области
Жители региона смогут пройти обследования без выезда в крупные города.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку