История в гравюрах
В музее-заповеднике «Александровская Слобода» давно существует традиция устраивать выставки мастеров изобразительного и прикладного искусства, представлять материалы из собраний музеев других городов.
В музее-заповеднике «Александровская Слобода» давно существует традиция устраивать выставки мастеров изобразительного и прикладного искусства, представлять материалы из собраний музеев других городов. Но экспозиция, которая «гостит» в Александровском кремле с августа нынешнего года, не совсем обычная — впервые у нас выставлена часть раритетных вещей из обширного собрания известного московского коллекционера А.Л.Кусакина.
Этому событию предшествовала большая и кропотливая работа. Сотрудники музея-заповедника совместно с А.Л.Кусакиным отобрали для демонстрации редчайшие гравюры XVII-начала XIX веков, так называемую «россику» (произведения иностранных мастеров, работавших в России, либо отражавших в своих произведениях события отечественной истории). Экспонируются, в основном, гравюры, изображающие представителей царствующих династий Рюриковичей и Романовых, которые оказались связанными с Александровской слободой и Александровом. И вполне закономерно, что эта удивительная выставка разместилась в постройке XVII века, рядом с экспозицией «Государев двор».
Появление гравюры в России связано с возникновением книгопечатания во времена правления царя Ивана Грозного. В Александровой слободе, его загородной резиденции, была создана первая в России провинциальная типография и отпечатана знаменитая «Псалтырь Слободская» (представлена на экспозиции «Государев двор в Александровской слободе»). Украшала книгу одна из самых первых русских гравюр — изображение библейского царя Давида.
Как особый вид искусства, гравюра возникла в Западной Европе в XV веке, и за долгие годы развития появилось большое количество разных гравировальных манер. Одной из самых сложных и трудоемких и до настоящего времени считается резцовая гравюра на меди (все представленные на выставке произведения выполнены именно в этой технике). Для такой работы бралась тщательно отполированная медная доска, так как малейшая царапина или точка на ней оставляли след на оттиске. На доске специальными резцами — штихелями — вырезались линии рисунка. Затем его углубленные элементы набивались краской, которая с оставшихся нетронутыми полированных участков поверхности полностью счищалась. На подготовленную таким образом медную доску — печатную форму — накладывался лист увлажненной бумаги, и под давлением на печатном станке делался оттиск-эстамп.
В России первый расцвет гравюры связан с временем правления Петра Великого, когда по его приглашению в страну приезжают иностранные мастера. Заключенные с ними контракты обязывали брать учеников и обучать навыкам этого искусства русских граверов. Многие иностранные мастера и после истечения срока продолжали работать в России. Петр I придавал огромное значение этому виду искусства, использовал его и в образовательных, и в пропагандистских целях. Отправлявшиеся в большом количестве в Западную Европу работы знакомили людей не только с современными им событиями, но и с историей России. В этом смысле огромная роль отводилась изображениям русских государей.
На выставке в музее-заповеднике сами гравюры стали связующим звеном двух важнейших периодов в истории России: времени правления знаменитых исторических личностей — Ивана Грозного и Петра Великого. Портрет первого русского царя Ивана Васильевича предназначался для книги немецкого автора Кевенхиллера, выпущенной в Лейпциге в 1721 году. Образцом послужила гравюра работы Тобиаса Штиммера, отпечатанная в 1575 году, на которой был изображен отец государя, великий князь Василий Иоаннович. Работы русского гравера Григория Мешкова предназначались для уникального издания XVIII века — книги П.Н.Крекшина «Краткое описание славных и достопамятных дел императора Петра Великого, представленное разговорами в царстве мертвых». На этих гравюрах два русских реформатора изображались вместе, как бы предопределяя в дальнейшем стремления историков сравнивать эти эпохи.
Представленные на выставке сразу три портрета первого царя из династии Романовых — Михаила Фёдоровича — помогут понять, как постепенно формировались традиции русского парадного портрета, расцвет которого приходится на XVIII столетие. Из трех выделяется один портрет, выполненный неизвестным немецким мастером в XVII веке. Лицо государя было повторено гравером с изображения, взятого из книги Адама Олеария, который, выполняя посольскую миссию в России, был представлен Михаилу Фёдоровичу. Выставленные работы обладают необъяснимой, притягательной силой. Приходишь в восхищение от того, как с помощью обычных штрихов мастеру удалось передать все полутона, объем и «лепнину» лица изображаемого, и даже фактуру материала: благородный блеск атласа, тяжеловесность драгоценной парчи, почти осязаемую мягкость блестящего меха. Михаил Фёдорович Романов, как и его предшественники, совершал традиционные богомольные объезды и, как отмечал известный исследователь Александровкой слободы Н.С.Стромилов, «…указал быть здесь хоромному строению для царя и царицы».
В этом «хоромном строении» останавливался и сын Михаила Фёдоровича — царь Алексей Михайлович. На выставке представлена одна из редчайших гравюр с его изображением, выполненная Х.А.Вортманом (1680-1760 гг.), которая, по мнению искусствоведов, обозначила целую эпоху в истории русского гравированного портрета. Работы Вортмана и его учеников отмечала точная техника исполнения, добросовестность и даже скрупулезность в воспроизведении подробностей. Царь Алексей Михайлович одним из первых среди русских государей стал собирать гравюры, которые в качестве наглядных пособий использовал Никита Зотов, обучая сына царя и наследника престола будущего Петра Великого.
«Петровская тематика» широко представлена на выставке. Заслуживает внимания гравюра французского мастера Н.Лармессена «Цари Иоанн и Петр Алексеевичи», выполненная в Париже в 1685 году. На гравюре Петр I изображен вместе со своим сводным братом Иваном. Их совместное правление, при регентстве царевны Софьи Алексеевны, началось в 1682 году. Историк искусств Д.А.Ровинский об этой гравюре писал: «Этот довольно редкий лист замечателен по верности костюма и по сходству лица Петра с позднейшими портретами». Кстати, в фондах музея-заповедника хранится оловянная тарелка с выгравированными именами обоих царей. С концом регентства царевны Софьи в 1689 году связан приезд Петра I в Александровскую слободу, когда в ее окрестностях он проводил учения потешных войск. Гравюры 40-х годов XVIII века, выполненные голландским мастером И.К.Филипсом, выглядят как «живые картины» событий начала XVIII века.
Интересна весьма редкая гравюра, на которой предстает юный Петр Алексеевич, облаченный в великолепный наряд «в русском стиле». Это работа английского мастера У.Файторна. Под изображением дается пояснительный текст: «Великий царь Московии, рисован при жизни Его императорского Величества, по приезде в Англию в 1698 году». В подписи указана примечательная дата. Во время своего первого заграничного путешествия, находясь в Англии, Петр I получил известие об очередном выступлении стрельцов в России. По возвращении он провел «розыск», в ходе которого выяснилось, что причастными к этим событиям были сводные сестры царя, в том числе и царевна Марфа Алексеевна. Поэтому она была сослана в Александровскую слободу и пострижена в монахини в местном монастыре. У этого портрета Петра I — интересная судьба. Коллекционер А.Л.Кусакин собирает предметы для своей «сокровищницы» не только в России, но и выезжает в страны Западной Европы с целью приобретения гравюр у букинистов, на аукционах. По его словам, гравюра приобретена из знаменитой английской частной коллекции виконта Кристофера Леннокса Бойда на аукционе.
Да, пожалуй, у каждой гравюры, представленной на выставке, есть своя история, а то и тайна. Взять хотя бы парадный портрет дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны, о пребывании которой в Александровской слободе свидетельствуют разные документы. Этот портрет выполнен одним из самых знаменитых немецких граверов XVIII века Георгом Фридрихом Шмидтом, работавшим в России по контракту в последние годы царствования Елизаветы Петровны. Гравюра выполнена с живописного оригинала — коронационного портрета 1742 года кисти придворного художника Л.Токе. Работа Шмидта — последний из прижизненных портретов Елизаветы Петровны. Созданный за три месяца до ее смерти, он относится к лучшим образам русского гравированного портрета середины XVIII века и к наиболее удачным произведениям в творческом наследии автора. В период царствования Елизаветы все портреты правительницы, создаваемые мастерами кисти и резца, прежде чем быть выставленными на всеобщее обозрение, проходили предварительную проверку на «соответствие» в специальном цензурном комитете. И данное изображение также ждало своей участи, чтобы получить соответствующий вердикт. Но смерть императрицы привела к тому, что гравер не получил разрешения на тиражирование, и труд его не был вознагражден.
Завершают выставку гравюры, посвященные императору Александру I, побывавшему в 1823 году в уездном Александрове. Здесь и виртуозно исполненные прижизненные портреты Александра Павловича в исполнении французского гравера Б.Ришардье, и англичанина Т.Рейта, а также цветные гравюры неизвестного русского автора, изданные в 1845 году. На них предстают события, предшествовавшие отъезду императора в 1825 году в Таганрог.
Гравюры с портретами государей, чьи судьбы в той или иной мере были связанны с Александровской слободой, экспонируются в небольшом зале музея-заповедника, поскольку сама выставка лаконична по объему. Но ее непременно стоит посетить, чтобы полюбоваться старинными гравюрами, вспомнить славную историю Александровской слободы и ее «царские» страницы. Работы будут экспонироваться до конца текущего года. Так что поспешите на встречу с историей.
Владимир Малов, научный сотрудник музея-заповедника «Александровская Слобода».
Оцените материалПоследние новости
Неделя борьбы с антимикробной устойчивостью в России
Эксперты предупреждают о растущей угрозе из-за антибиотикоустойчивых микробов.
Предупреждение о бешенстве в частном секторе
Будьте внимательны и соблюдайте меры предосторожности.
Санавиация Владимирской области: статистика 2023 года
В этом году санавиация провела 82 вылета, из которых 12 — для детей.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку