История в гравюрах

В музее-заповеднике «Александровская Слобода» давно существует традиция устраивать выставки мастеров изобразительного и прикладного искусства, представлять материалы из собраний музеев других городов.

В музее-заповеднике «Александровская Слобода» давно существует традиция устраивать выставки мастеров изобразительного и  прикладного искусства, представлять материалы из  собраний музеев других городов. Но  экспозиция, которая «гостит» в  Александровском кремле с  августа нынешнего года, не  совсем обычная  — впервые у  нас выставлена часть раритетных вещей из  обширного собрания известного московского коллекционера А.Л.Кусакина.

Этому событию предшествовала большая и  кропотливая работа. Сотрудники музея-заповедника совместно с  А.Л.Кусакиным отобрали для демонстрации редчайшие гравюры XVII-начала XIX веков, так называемую «россику» (произведения иностранных мастеров, работавших в  России, либо отражавших в  своих произведениях события отечественной истории). Экспонируются, в  основном, гравюры, изображающие представителей царствующих династий Рюриковичей и  Романовых, которые оказались связанными с  Александровской слободой и  Александровом. И  вполне закономерно, что эта удивительная выставка разместилась в  постройке XVII века, рядом с  экспозицией «Государев двор».

Появление гравюры в  России связано с  возникновением книгопечатания во  времена правления царя Ивана Грозного.  В Александровой слободе, его загородной резиденции, была создана первая в  России провинциальная типография и  отпечатана знаменитая «Псалтырь Слободская» (представлена на  экспозиции «Государев двор в  Александровской слободе»). Украшала книгу одна из  самых первых русских гравюр  — изображение библейского царя Давида.

Как особый вид искусства, гравюра возникла в  Западной Европе в  XV  веке, и  за  долгие годы развития появилось большое количество разных гравировальных манер. Одной из  самых сложных и  трудоемких и  до  настоящего времени считается резцовая гравюра на  меди (все представленные на  выставке произведения выполнены именно в  этой технике). Для такой работы бралась тщательно отполированная медная доска, так как малейшая царапина или точка на  ней оставляли след на  оттиске. На  доске специальными резцами  — штихелями  — вырезались линии рисунка. Затем его углубленные элементы набивались краской, которая с  оставшихся нетронутыми полированных участков поверхности полностью счищалась. На  подготовленную таким образом медную доску  — печатную форму  — накладывался лист увлажненной бумаги, и  под давлением на  печатном станке делался оттиск-эстамп.

В России первый расцвет гравюры связан с  временем правления Петра Великого, когда по  его приглашению в  страну приезжают иностранные мастера. Заключенные с  ними контракты обязывали брать учеников и  обучать навыкам этого искусства русских граверов. Многие иностранные мастера и  после истечения срока продолжали работать в  России. Петр I  придавал огромное значение этому виду искусства, использовал его и  в  образовательных, и  в  пропагандистских целях. Отправлявшиеся в  большом количестве в  Западную Европу работы знакомили людей не  только с  современными им  событиями, но  и  с  историей России.  В этом смысле огромная роль отводилась изображениям русских государей.

На  выставке в  музее-заповеднике сами гравюры стали связующим звеном двух важнейших периодов в  истории России: времени правления знаменитых исторических личностей  — Ивана Грозного и  Петра Великого. Портрет первого русского царя Ивана Васильевича предназначался для книги немецкого автора Кевенхиллера, выпущенной в  Лейпциге в  1721  году. Образцом послужила гравюра работы Тобиаса Штиммера, отпечатанная в  1575  году, на  которой был изображен отец государя, великий князь Василий Иоаннович. Работы русского гравера Григория Мешкова предназначались для уникального издания XVIII века  — книги П.Н.Крекшина «Краткое описание славных и  достопамятных дел императора Петра Великого, представленное разговорами в  царстве мертвых». На  этих гравюрах два русских реформатора изображались вместе, как бы  предопределяя в  дальнейшем стремления историков сравнивать эти эпохи.

Представленные на  выставке сразу три портрета первого царя из  династии Романовых  — Михаила Фёдоровича  — помогут понять, как постепенно формировались традиции русского парадного портрета, расцвет которого приходится на  XVIII столетие. Из  трех выделяется один портрет, выполненный неизвестным немецким мастером в  XVII веке. Лицо государя было повторено гравером с  изображения, взятого из  книги Адама Олеария, который, выполняя посольскую миссию в  России, был представлен Михаилу Фёдоровичу. Выставленные работы обладают необъяснимой, притягательной силой. Приходишь в  восхищение от  того, как с  помощью обычных штрихов мастеру удалось передать все полутона, объем и  «лепнину» лица изображаемого, и  даже фактуру материала: благородный блеск атласа, тяжеловесность драгоценной парчи, почти осязаемую мягкость блестящего меха. Михаил Фёдорович Романов, как и  его предшественники, совершал традиционные богомольные объезды и,  как отмечал известный исследователь Александровкой слободы Н.С.Стромилов, «…указал быть здесь хоромному строению для царя и  царицы».

В этом «хоромном строении» останавливался и  сын Михаила Фёдоровича  — царь Алексей Михайлович. На  выставке представлена одна из  редчайших гравюр с  его изображением, выполненная Х.А.Вортманом (1680-1760  гг.), которая, по  мнению искусствоведов, обозначила целую эпоху в  истории русского гравированного портрета. Работы Вортмана и  его учеников отмечала точная техника исполнения, добросовестность и  даже скрупулезность в  воспроизведении подробностей. Царь Алексей Михайлович одним из  первых среди русских государей стал собирать гравюры, которые в  качестве наглядных пособий использовал Никита Зотов, обучая сына царя и  наследника престола будущего Петра Великого.

«Петровская тематика» широко представлена на  выставке. Заслуживает внимания гравюра французского мастера Н.Лармессена «Цари Иоанн и  Петр Алексеевичи», выполненная в  Париже в  1685  году. На  гравюре Петр I  изображен вместе со  своим сводным братом Иваном. Их  совместное правление, при регентстве царевны Софьи Алексеевны, началось в  1682  году. Историк искусств Д.А.Ровинский об  этой гравюре писал: «Этот довольно редкий лист замечателен по  верности костюма и  по  сходству лица Петра с  позднейшими портретами». Кстати, в  фондах музея-заповедника хранится оловянная тарелка с  выгравированными именами обоих царей. С  концом регентства царевны Софьи в  1689  году связан приезд Петра I  в  Александровскую слободу, когда в  ее  окрестностях он  проводил учения потешных войск. Гравюры 40-х годов XVIII века, выполненные голландским мастером И.К.Филипсом, выглядят как «живые картины» событий начала XVIII века.

Интересна весьма редкая гравюра, на  которой предстает юный Петр Алексеевич, облаченный в  великолепный наряд «в  русском стиле». Это работа английского мастера У.Файторна. Под изображением дается пояснительный текст: «Великий царь Московии, рисован при жизни Его императорского Величества, по  приезде в  Англию в  1698  году».  В подписи указана примечательная дата. Во время своего первого заграничного путешествия, находясь в  Англии, Петр I  получил известие об  очередном выступлении стрельцов в  России. По  возвращении он  провел «розыск», в  ходе которого выяснилось, что причастными к  этим событиям были сводные сестры царя, в  том числе и  царевна Марфа Алексеевна. Поэтому она была сослана в  Александровскую слободу и  пострижена в  монахини в  местном монастыре. У  этого портрета Петра I  — интересная судьба. Коллекционер А.Л.Кусакин собирает предметы для своей «сокровищницы» не  только в  России, но  и  выезжает в  страны Западной Европы с  целью приобретения гравюр у  букинистов, на  аукционах. По  его словам, гравюра приобретена из  знаменитой английской частной коллекции виконта Кристофера Леннокса Бойда на  аукционе.

Да,  пожалуй, у  каждой гравюры, представленной на  выставке, есть своя история, а  то  и  тайна. Взять хотя бы  парадный портрет дочери Петра Великого, императрицы Елизаветы Петровны, о  пребывании которой в  Александровской слободе свидетельствуют разные документы. Этот портрет выполнен одним из  самых знаменитых немецких граверов XVIII века Георгом Фридрихом Шмидтом, работавшим в  России по  контракту в  последние годы царствования Елизаветы Петровны. Гравюра выполнена с  живописного оригинала  — коронационного портрета 1742  года кисти придворного художника Л.Токе. Работа Шмидта  — последний из  прижизненных портретов Елизаветы Петровны. Созданный за  три месяца до  ее  смерти, он  относится к  лучшим образам русского гравированного портрета середины XVIII века и  к  наиболее удачным произведениям в  творческом наследии автора.  В период царствования Елизаветы все портреты правительницы, создаваемые мастерами кисти и  резца, прежде чем быть выставленными на  всеобщее обозрение, проходили предварительную проверку на  «соответствие» в  специальном цензурном комитете. И  данное изображение также ждало своей участи, чтобы получить соответствующий вердикт. Но  смерть императрицы привела к  тому, что гравер не  получил разрешения на  тиражирование, и  труд его не  был вознагражден.

Завершают выставку гравюры, посвященные императору Александру I,  побывавшему в  1823  году в  уездном Александрове. Здесь и  виртуозно исполненные прижизненные портреты Александра Павловича в  исполнении французского гравера Б.Ришардье, и  англичанина Т.Рейта, а  также цветные гравюры неизвестного русского автора, изданные в  1845  году. На  них предстают события, предшествовавшие отъезду императора в  1825  году в  Таганрог.

Гравюры с  портретами государей, чьи судьбы в  той или иной мере были связанны с  Александровской слободой, экспонируются в  небольшом зале музея-заповедника, поскольку сама выставка лаконична по  объему. Но  ее  непременно стоит посетить, чтобы полюбоваться старинными гравюрами, вспомнить славную историю Александровской слободы и  ее  «царские» страницы. Работы будут экспонироваться до  конца текущего года. Так что поспешите на  встречу с  историей.

Владимир Малов, научный сотрудник музея-заповедника «Александровская Слобода».

Оцените материал


Последние новости

Неделя борьбы с антимикробной устойчивостью в России

Эксперты предупреждают о растущей угрозе из-за антибиотикоустойчивых микробов.

Предупреждение о бешенстве в частном секторе

Будьте внимательны и соблюдайте меры предосторожности.

Санавиация Владимирской области: статистика 2023 года

В этом году санавиация провела 82 вылета, из которых 12 — для детей.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Серпухове

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *