Как градоначальник Наумов видит ситуацию во Владимире спустя год после назначения
Глава города Владимира Дмитрий Наумов, назначенный на эту должность из Гороховецкого района чуть менее года назад, прочитал СМИ 45-минутную лекцию о том, какая, в его понимании,
Провалы муниципальных властей по уборке и содержанию города Владимира зимой 2022-2023 годов градоначальник Дмитрий Наумов на своей второй за время пребывания в должности пресс-конференции назвал «одной из больных тем», которая «очень сильно потрепала всем нервы». Он заявил об этом в рамках 45-минутного монолога о текущем состоянии города, прежде чем перейти к ответам на вопросы. Другими словами, он высказался о положении дел на вверенной ему территории, когда его никто, образно говоря, не тянул за язык.
Напомним, Дмитрий Викторович Наумов родился ровно 44 года назад — 30 октября 1979 года в посёлке Мстёра Вязниковского района Владимирской области. До 16 ноября 2022 года, когда его назначили главой города Владимира , большая часть его трудовой деятельности была связана с Вязниковским и Гороховецким районами, за исключением пятилетнего периода, когда он учился во Владимирском государственном университете (он окончил его в 2004 году по специальности «экономист-менеджер»).
До полного года его работы в должности Владимирского градоначальника не хватает двух с половиной недель, но подвести некоторые итоги его деятельности на этом посту уже можно. В этом плане, кроме мнения экспертов и горожан, ощущающих на себе все достоинства и недостатки решений, принимаемых Наумовым, не менее интересно и то, что он сам думает о ситуации в городе. Можно сравнить его высказывания конца октября 2023 года с тем, что он говорил с трибуны горсовета 16 ноября 2022 года до того, как его назначили главой города. Тогда он, ещё не сложив полномочия главы администрации Гороховецкого района, сравнил Владимир с медалью «с двумя сторонами, двумя отливами» .
Добавим, что кандидатура Дмитрия Наумова на пост владимирского мэра была подобрана губернатором Владимирской области Александром Авдеевым. 30 ноября прошлого года глава региона заявил, что он, остановив свой выбор на Наумове, «всё правильно сделал» .
Зебра ТВ предлагает полную расшифровку 45-минутного отчёта Дмитрия Наумова о работе возглавляемой им администрации города Владимира. Жирным шрифтом выделены наиболее интересные, с точки зрения редакции, размышления градоначальника.
Дмитрий Наумов, глава города Владимира:
Я помню, как я к вам в прошлый раз обратился «коллеги», не всем это понравилось, но я думаю, что мы все равно с вами коллеги, потому что нам всем далеко небезралична судьба нашего города, а как уж там, кого называть, это уж сами определяйте.
С чего хотел бы начать? Наверно, кратенько доведу общую информацию по сложившейся ситуации [в городе Владимире] по итогам этого года. В принципе, те позиции, которые мы с вами определяли [ на пресс-конференции ] в мае, они постепенно решаются или уже решены, или на стадии рассмотрения, но в целом движение есть.
Порошу вашего внимания буквально минут на 30 плюс-минус. Потом уже перейдем тогда к вопросам и немножко пообсуждаем те глобальные или какого-то плана характера вопросы, которые интересуют вас, жителей, которые к вам обращаются, или если я что-то упущу в общих моментах, тоже попрошу подкорректировать.
Давайте начну все-таки, наверно, с одного из самых важных блоков — блока экономики, потому что именно он формирует все основные направления развития города и экономические вопросы достаточно важны.
Вкратце, чтобы понимать, у нас в городе работает 78 крупных и средних промышленных предприятий и 3 крупных предприятия агропромышленной сферы.
За первое полугодие 2023 года [этими предприятиями] отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на 88,2 миллиарда рублей — это достаточно хороший показатель, практически в 15% выше, чем за аналогичный период прошлого времени.
Промышленность нашего города — на 80% это обрабатывающие производства, где высока доля добавленной стоимости. Это современная, наукоемкая, востребованная рынком продукция. Вы все это знаете. В принципе на сегодняшний день реальный идет определенный положительный момент .
В целом в первом полугодии промышленность города произвела товаров и услуг на 69 миллиардов рублей. За аналогичный период прошлого года было выполнено менее, чем на 16% меньше.
В первом полугодии 2023 года также, наверно, один из основных показателей, которые на сегодняшний день есть — это средняя заработная плата. За первое полугодие 2023 года средняя заработная плата у нас составила 61,9 тысяч рублей — это достаточно неплохой показатель. В целом он по сравнению с аналогичным периодом прошлого времени увеличился на 16,8%. То есть это — определенная доля, которая дает надежду на то, что все-таки квалифицированные кадры, работники, молодежь начнут постепенно заинтересовываться и нашими предприятиями и в большем количестве оставаться здесь. Но помимо, как я всегда говорю, у нас не только задача попытаться удержать у нас население, но и создать условия для того, чтобы было интересно и хотелось приезжать к нам в город другому населению, оставаться здесь, работать, и вкладывать в развитие города свои силы и средства.
Наверно, исходя из основных экономических направлений, немаловажную роль для каждого муниципального образования играет бюджет. Доходы городского бюджета за 9 месяцев 2023 года составили 8 миллиардов 477 миллионов рублей — это достаточно большой показатель. Чтобы понимать, по прошлому году доходы были порядка 8 миллиардов рублей. То есть наблюдаем увеличение доходной части бюджета, но тут в целом всё входит: собственные доходы, всевозможные перечисления. За предыдущие периоды они были значительно меньше. Рост составляет достаточно прилично. Доля исполнения на сегодняшний день — более 70% - то есть это - тоже неплохой показатель, говорящий о том, что по состоянию за 9 месяцев мы с опережением идем по выполнению всех бюджетных обязательств, несмотря на то, что у нас очень много переходящих контрактов, которые реализуются на протяжении не только одного финансового года.
Одним из хороших показателей для бюджета является показатель уменьшения муниципального долга. В 2022 году снижение муниципального долга составило 28,3 миллиона рублей. Снижение за 9 месяцев этого года уже 42,4 миллиона рублей. Мы постепенно начинаем снижать долговую нагрузку на бюджет. Что было сделано в прошлом году тоже положительного, как я уже докладывал, мы ушли полностью от кредитных займов частных банков. Перешли только на муниципальные кредитования. Это, конечно, нам дает возможность более стабильно и спокойно реализовывать свои обязательства и пытаться участвовать в новых программах для того, чтобы в рамках софинансирования могли предложить и привлечь дополнительные инвестиции в развитие именно города.
Что еще хочется сказать?
Наверно, один из таких показателей экономики, бюджетирования — это инвестиции наших предприятий. Общий объем инвестиций в основной капитал в первом полугодии составил 14,3 миллиарда рублей. Это больше, чем на 20% по аналогии с прошлым годом. Это говорит о том, что нашим предприятиям на территории города тот климат, который формируется и создается здесь с помощью и при поддержке областного правительства, конечно, дает возможность дальнейшего развития . Это — не предел. Есть еще, к чему нам стремиться. Есть гораздо более интересные параметры, которые сейчас так или иначе рассматриваются. К нам заходят инвесторы, интересующиеся нашей территорией, поэтому, конечно, этой задачей мы однозначно будем заниматься, хоть и экономика и инвестиции не являются прямыми полномочиями органов местного самоуправления, согласно 131-ФЗ. Но все мы понимаем, что налоги и имущественные налоги — это то, что формирует именно муниципальные бюджеты, поэтому доля имущественных налогов, конечно, должна всегда расти.
Здесь надо отдать должное, что очень активно развивается территория, прилегающая к городу Владимиру. Это на так называемом первом удалении от Москвы, а все мы с вами видим развитие Собинского района, ряда других территорий, куда активно переезжают крупные предприятия, поэтому есть нам, с чем конкурировать, есть нам, что предлагать. Конечно, уровень комфорта жизни и возможностей в городе гораздо выше, чем в некоторых сельских районах, но вопрос именно этот стоит очень остро, где у нас остановятся предприятия. Эта задача очень серьезная.
Ну и мы должны с вами четко понимать, что любое развитие инвестиционной привлекательности привлечет и отрицательные моменты. Прежде всего заход крупного инвестора может привести к тому, что действующие работающие предприятия просто могут лишиться определенного количества квалифицированных кадров. Поэтому здесь палка о двух концах. Надо очень аккуратно проводить эту политику, и понимать, что сохранение существующих предприятий, которые уже себя зарекомендовали и являются постоянными налогоплательщиками, тоже является одной из основных задач органов местного самоуправления. Здесь главное, как говорится, не перегнуть . Этот вопрос еще также контролируется и правительством Владимирской области, при поддержке их реализуется ряд больших, крупных инвестиционных проектов на перспективу.
Если переходить к более таким городским, что ли, вопросам, к жизненным, которые больше интересуют жителей нашего города, то, наверно, как и раньше, я остановлюсь на нескольких блоках тех видов работ, которые осуществляются у нас на территории.
Наверно, один из главных вопросов — это все-таки дорожная деятельность. Она практически касается всех так или иначе, поэтому вопрос организации дорожной доступности очень важен. Все мы понимаем, что основные дороги были заложены еще в далекие перспективы. И тот объем транспорта, который был в прошлые годы, и современный никак не могут сравниться. Те дороги просто, грубо скажу, не вывозят тот объем и количество транспорта, которое мы с вами сейчас наблюдаем.
Понятно, что помимо того, что просто надо приводить в нормативное состояние улично-дорожную сеть, нам надо с вами понимать, как мы будем дальше развиваться для того, чтобы максимально обеспечить возможность решения тех проблем, которые возникают. Все мы знаем — это и Юрьев-Польский перекресток, и Юрьевец, и проспект Ленина, выезд из 8-ЮЗ, Нижняя Дуброва и все остальное. Их очень много таких моментов, которые требуют значительного, колоссального решения проблем.
По направлению только лишь хочу сказать, что за этот период мы все-таки пытаемся добить давнюю историю — Рпенский проезд. Она действительно одна из необходимых ситуаций, которая нужна городу для развязки именно этого участка территории. Как я помню, да и со слов, говорили, что «Зачем вообще Лыбедь строим?», было много противников. Сейчас вроде как Лыбедь всех устраивает, всем всё нравится. То же самое мы слышали и про Рпень. "Зачем такие средства вкладываются в такие дороги?" Если взять генплан 70-х годов, то основные эти уже дороги были нанесены. И люди уже предполагали, что именно так планировалось развитие города с возможностью разгрузки всех микрорайонов и крупных проспектов и магистралей. Поэтому именно здесь мы сейчас реализуем уже по большому счету ранее заложенные идеи .
Одна из таких идей — это перспектива строительства второго моста. Про нее уже неоднократно анонсировалось и доводилась информация. Но в целом просто скажу, что на сегодняшний день активно рассматривается этот вопрос. Сейчас уже заключен контракт на разработку проектно-сметной документации, как вы все уже знаете, что это с площади Фрунзе и выходить туда в сторону [турбазы] «Ладоги» будет этот мост. Сейчас просматриваются технические решения совместно с железной дорогой, со всеми заинтересованными сторонами. То есть здесь этот процесс идет.
Помимо таких уже реализуемых есть еще ряд направлений, которые сейчас изучаются, рассматриваются, тех участков дорог, которые реально необходимы, и развязки. Например, Веризино сейчас получили технические условия с трассы М-7 для возможности переноса светофора или добавления светофорного регулирования на созданном перекрестке, который был в свое время построен в районе «Ивановских мануфактур». Это дает небольшую разгрузку для того, чтобы можно было организовать более нормальный заезд в Веризино, движение там организовать. С целью, чтобы это было не просто разгрузка для Веризино, сейчас мы вышли в проектирование дороги по Гастелло для того, чтобы сделать выезд на трассу через улицу Гастелло, чтобы сделать еще одного дублера по перекрестку Юрьев-Польскому, чтобы разгрузить именно тот перекресток и максимально постараться вытащить с промышленной зоны предприятия транспорт, который там находится. Такие вот задачи локально уже у нас рассматриваются более конкретно.
Также мы хотим вернуться к разработке проекта по связыванию улиц, по которому в свое время была приостановлена работа — Нижняя Дуброва и Диктора Левитана, то есть дать возможность закольцовки нижней части того микрорайона, чтобы не весь транспортный поток сразу же вываливался на проспект Ленина и создавал там эти час-пиковые пробки, которые реально парализуют город .
Рассматриваем возможность как дублера проспекта [Ленина] и улицу Новоямскую для возможности увода части транспорта и разгрузки этих существующих магистралей.
Конечно, серьезный вопрос у нас по ситуации, складывающейся в Юрьевце и выезда людей с этой территории. Там есть ряд наработок, просто пока еще преждевременно говорить, потому что они зависят от разных нюансов — это и собственники земельных участков, и категории, особо-охраняемые территории. Там много моментов.
Сейчас, как уже, наверно, губернатор [Владимирской области Александр Авдеев] анонсировал, проект рассматривается со стороны межрегиональной дороги на Багриново с Мосино и дальше на Суходол. Это будет неплохая хорда для нашего города. В принципе идея не нова о создании таких или иных участков вокруг города с возможностью использования их именно для дорог. Рассматриваем и нижнюю часть также в районе поймы Клязьмы, возможность дополнительных дорог. Пока это — только анонсы. Не то, что наши мечты, это все нанесено на генпланы, но возможность реализации и потребность в этом.
Поэтому задач по развитию дорог достаточно много. Я уж вам так вкратце сказал. Если более конкретно по каждой улице дадим в пояснении или в письменном ответе.
Так, для общих цифр, чтобы понимать, на сегодняшний день по программе «Безопасные и качественные дороги» выполнен ремонт 9 автодорог в объеме 130,6 тысяч квадратных метров, протяженностью 9 километров на сумму свыше 200 миллионов рублей.
По нацпроекту «Жилье и городская среда» у нас проводится работа в Юрьевце на сумму более 570 миллионов рублей, как вы знаете.
Заканчивается ремонт дороги в Пиганово на сумму 121 миллион рублей.
Таких колоссальных вложений по разным федеральным программа с возможностью привлечения к нам не было давно, поэтому те задачи, которые мы перед собой ставили, мы их постепенно реализуем.
Да, есть проблемы. Далеко не все участки улиц включены были в планы и проекты, которые разрабатывались с 2015 года. Сейчас мы корректируем, пытаемся включить дополнительные улицы, дополнительные участки улиц, которые не были учтены. Плюс в процессе строительства был задет ряд существующих улиц. Сейчас решаем вопрос, как частично или полностью их восстановить, чтобы создать нормальные условия людям, которые проживают на других участках. Такого плана работа ведется. Также еще, наверно, неплохой задел, конечно, хотелось бы всегда большего — это приведение в нормативное состояние улично-дорожной сети. В этом году при поддержке региона нам было выделено денег порядка 160 миллионов рублей. Тоже дало определенную возможность нам выполнить работы и рамках экономии мы до сих пор еще доделываем часть дорог.
Да, к сожалению, качество и квалификация подрядчиков не всегда позволяет своевременно и качественно выполнить те работы, на которые они выигрывают конкурс. Пример есть: спуск к автовокзалу, Карла Маркса, ещё ряд других, где бы, мягко говоря, руки оторвать или ещё хоть что-нибудь, то есть... Да, мы вносим их в "чёрные списки", делаем какие-то возможные варианты, но, к сожалению, это не помогает быстро реализовать эту проблему. Приходится переторговываться, мы попадаем в межсезонье, что очень сильно затрудняет выполнение тех или иных задач. Поэтому проблема, начиная от проектировщиков и заканчивая непосредственно подрядчиками, она на сегодня очень высока . Практически в каждой области, которую мы будем затрагивать, мы испытываем серьёзные сложности в специализированных работниках, предприятиях, организациях. То есть, вот эта проблема есть.
Что еще? Наверно, кратко пройдусь по вопросу благоустройства. Он у нас такой постоянно на обсуждении.
Наверно, начну с тех общественных пространств, которые на сегодняшний день уже реализованы планы, которые были.
В этом году нами была выполнена работа на Площади Победы, Кутузовском сквере, сейчас он уже получит официальное название, и в микрорайоне Юрьевец на улице Гвардейской начата первая стадия выполнения этих работ. Дополнительно сэкономленные средства — мы начинаем сейчас ремонт сквера на улице Сперанского. Тоже первый этап будет закончен на следующий год.
Постепенно стараемся общественные пространства привести в состояние более комфортного, удобного, освещенного и эстетического вида. Конечно, требуются доработки.
По Площади Победы необходимо заниматься мемориалом. Наверно, эти работы мы начнем уже на следующий год. Требует он значительного вложения средств, частичной замены облицовочных плит. Поэтому, вопрос состояния многих памятников, конечно, вызывает напряженность и требует обязательного контроля, учета и непосредственного участия в их восстановлении и ремонте.
По Юрьевцу — это перспектива развития на следующий год. Там планируется продолжение работ. Порядка 50 миллионов будет вложено в тот сквер, чтобы в Юрьевце тоже появились нормальные достойные пространства, потому что там микрорайон один из самых активно развивающихся. Там идет постоянно обновление и стройка. Как вы слышали, мы уже довольно большой акцент делаем в том направлении.
Также помимо окончания Сперанского, будет еще благоустроен Зерновский сквер. Знаете, это в районе дома 205 по улице Добросельской. Люди, которые вложили большой вклад в создании ядерного щита нашей страны, они, по меньшей мере, заслуживают памяти о том, что она действительно была. Задач перед нами стоит много. Все эти вопросы мы неоднократно обсуждали с общественностью, проводили всевозможные слушания для того, чтобы определиться и направить более точно наши пожелания и выполнение.
Конечно, серьезная большая проблема на сегодняшний день — это, конечно, дворовые пространства.
Содержание дворов не всегда оставляет хорошее впечатление. Не везде управляющие компании могут справиться с этой проблемой. Многие дворы и территории еще пришли в не очень качественное состояние достаточно давно, поэтому сейчас активно стараемся в рамках программы «Комфортная городская среда» предусматривать средства на эти цели. Конечно, их всегда недостаточно. Но, по крайней мере, хотя бы какая-то тенденция наметилась. Мы постепенно сейчас уже отрабатываем и с управляющими компаниями и с жителями многоквартирных домов именно благоустройство дворовых территорий.
В этом году было выполнено 35 дворов. Дополнительно на сэкономленные в ходе торгов [деньги] ещё два двора будет доделано. И подготовлено в этом году ещё на 6 дворов. На следующий год также планируются работы. Порядка 40 дворов сейчас ориентировочно рассматриваются, но более точные цифры будут приведены после того, как проведем осметчивание всех заявок, и можем уже более конкретно говорить о тех средствах, которые нам будут выделяться. Чуть позднее доведем информацию по тем дворовым пространствам, которые планируем [привести в порядок].
Наверно, в рамках благоустройства еще не могу не затронуть ту проблему, которая в последнее время прямо уже занозой какой-то стала в одном месте — это организация сбора и вывоза мусора . Особенно из частного сектора. Эта проблема, наверно, достаточно серьезная. Мы уже не раз проводили встречи, приглашали прокуратуру и все соответствующие органы, буквально на прошлой неделе провели развернутое совещание по организации сбора и вывоза мусора непосредственно с нашим регоператором [по обращению с отходами ООО «Биотехнологии»] при привлечении и контроле за перевозчиками, которых они нанимают на выполнение этих услуг. Нареканий со стороны жителей очень много. Мы все с вами видим состояние наших контейнерных площадок, особенно в частном секторе. Здесь, конечно, вопросов очень много, но надо начинать, наверно, и у меня к вам будет такая просьба, все равно нужно разъяснение жителям.
Я думаю, что даже здесь из нас с вами присутствующих не все на 100% знают, что можно выбросить на контейнерную площадку, а что является уже другими видами отходов и подлежит другой утилизации. Как мы с вами видим, мы на контейнерных площадках наблюдаем все. Не просто ветки, стройматериалы, покрышки, люминесцентные лампы и все остальное. На сегодняшний день реально на контейнерную площадку выносится минимум на треть, а порой и больше половины мусора, который на сегодняшний день не является ТКО [твёрдыми коммунальными отходами], ТБО [твёрдыми бытовыми отходами] и всеми остальными видами отходов, которые включены в перечень материалов, которые должны быть утилизированы в рамках утвержденного тарифа. Коллеги, здесь попрошу реально помощи, потому что мы сейчас, конечно, начали работу с населением через управляющие компании, через ТСЖ и все другие формы, потому что до населения надо доводить. Да, мы можем до бесконечности пытаться выделять денежные средства из бюджета или рассматривать возможность повышения тарифа, но если мы не наведем в этом вопросе порядок, решение этой проблемы все равно рано или поздно нас начнет поглощать .
Да, сейчас все понимают, что требуется внесение в федеральный закон о мусоре так называемый конкретных изменений, приведение возможных инструментариев для того, чтобы можно было более конкретно подходить к решению той или иной проблемы, но на сегодняшний день пока ситуация складывается именно таким образом. Поэтому сейчас мы помимо организации «Биотехнологии» также будем привлекать и муниципальные силы для того, чтобы организовывать уборку несанкционированного мусора и вывозить его в соответствии с требованием законодательства. Так что, начиная с этого квартала, мы попытались провести торги. К сожалению, они не состоялись, так что придется своими силами по мере возможности, но такая работа ведется. Эта задача поставлена губернатором. Она не только город Владимир задевает, но у нас она тоже есть. Вы все всё это видите. Явно это [сложившаяся ситуация с вывозом мусора] нас с вами не красит, а уж тем более лицо города .
Следующий блок вопросов, даже не блок, а подблок — это вопросы озеленения. Как уже я вам в мае докладывал, что мы рассматриваем возможность создания концепции озеленения. На сегодняшний день она уже имеет определенные очертания, она уже проходит ряд согласований с Советом народных депутатов, ряд общественных организаций ее рассматривает.
В целом задача основная сводится к тому, чтобы город у нас, как вы, может, заметили в этом году, как я всегда говорю, мы худо-бедно немножко научились косить траву на центральных улицах. Теперь нам нужно научиться разбивать клумбы, разбивать цветники, создавать всевозможные ландшафтные решения для того, чтобы город реально стал краше. Здесь не просто посадка клумб или кустарников, или деревьев, это гораздо глубже и важнее задач, которые перед нами стоят. Без решения этих задач достижение этих целей будет очень и очень проблематично . Прежде всего необходимо создать специализированную организацию, которая сможет реализовать это все на территории города. Необходим, конечно, и координатор тех или иных вопросов. Уже по опыту других территорий, городов, мы посмотрели, как, например, в архитектуре есть главный архитектор, так и вот и на других территориях есть должность главного садового или еще как угодно его назвать. То есть человек, отвечающий, имеющий видение, как дальше будет это развиваться. Поэтому эта концепция [озеленения] - своего рода генплан по дальнейшему достижению поставленных задач, чтобы это было не на год, а на большую перспективу. Поэтому, как уже и сказал, что планируется создание специализированной организации.
Помимо просто озеленения нам необходимо вернуться к вопросам по содержанию существующих парков, скверов, всевозможных лесных насаждений. Здесь тема отдельного разговора. Да, мы посмотрели опыт других городов. Там применяются разные формы, начиная от дирекции парков, заканчивая какими-то другими видами объединения, но в целом, наверно, к чему-то такому мы должны с вами прийти, чтобы реально контролировать, что происходит у нас на территории. На сегодняшний день большинство скверов и парков закреплено за учреждениями культуры, которым просто не свойственно заниматься этой деятельностью. Мы все понимаем, что здесь должен каждый заниматься своим делом, в том числе и культурой.
Следующий блок, тороплюсь, чтобы побыстрее успеть с вами все обговорить — это, наверно, транспорт. Все-таки не могу его не задеть. Очень много он имеет нагрузки для нашего населения. Очень много нареканий. Перед нами в начале года стояла достаточно большая задача. Мы постепенно ее начали реализовывать. К сожалению, на сегодняшний день все равно пока тенденция по выходу из сложившейся ситуации пока еще достаточно медленная. Хотелось бы, конечно, более оперативно и плодотворно решать эти проблемы.
Просто приведу пример. В начале года количество транспорта, выходящего на линию, составляло в пределах 70%. К лету в мае, июне мы уже вышли на цифры за 90%. Сегодня по разным причинам мы опять свалились до 80%. К сожалению, эта тенденция наблюдается, начиная от состояния ряда улиц. Мы постоянно получаем от проезда в Мосино, что там бедный автобусник не может по этим ямам ездить. Не успел сказать, но там тоже будут выполнены работы на следующий год, чтобы минимизировать эти проблемы.
Потом, конечно же, изношенность парка автобусного и всего остального тоже оставляют желать лучшего. На сегодняшний день в рамках всевозможных наших программ мы приобрели, как и планировали, 100 новых единиц транспорта и 4 троллейбуса. Сейчас они уже практически полностью поставлены на ход, что по нашему предприятию «Владпассажиртранс» в разы снизился сход транспорта с линий. Старые машины мы пустили на капиталку, так называемую. Будем стараться привести ее в божеский вид. На сегодняшний день одна из главных задач — это привлечение кадров.
Если технически мы уже более-менее подготовились к тому, чтобы максимально создать комфортные условия для перевозки людей и поставить нужное количество транспорта, то теперь надо решить вопрос с кадровыми потребностями. Губернатор в своем выступлении говорил, что одна из задач — повышение зарплат водителям. Она касается не только водителей автобусов, а также коммунальной техники и ряда других направлений. Сейчас мы этим активно занимаемся, но пока тот уровень, который мы смогли поднять за это время, он не так велик, как бы нам хотелось. В среднем повышение порядка 10% на сегодняшний день. Хотелось бы, конечно, больше. В целом, посмотрели по ЦФО, мы варьируемся в середнячках. Есть, у кого гораздо более интересные предложения по зарплате. Есть также и менее интересные.
Конечно, водители автобусов — это такая специфичная направленность. На сегодняшний день, кстати, большую долю составляют женщины. Наверно, так всегда бывает, что всё на плечи женщин ложится, а потом уж мужики тут [прислоняются]. Поэтому вопрос этот стоит очень остро. Рассматриваем разные способы решения этой проблемы. Однозначно сейчас объезжаем все учебные заведения, всевозможные учреждения, чтобы максимально постараться привлечь к нам.
Да, было много разговоров, что это М-12 утянула на себя [всех кто мог бы работать водителями автобусов]. Сейчас начали говорить, что на СВО часть людей ушло. Всё это так. Но здесь проблема системная. Пока мы эту системную проблему не начнем решать и с мертвой точки сдвигать, решения здесь не будет. Крупные такие города даже, как Казань, Нижний Новгород, и то все уже говорят о том, что реально снижается количество людей, желающих работать в этой сфере. Эта проблема есть. Как ее решать? У нас вопрос наметанный. Сейчас будем дальше двигаться, потому что в принципе остальные вопросы, которые мы перед собой ставили - и база, и КСОТ [комплексная система транспортного обслуживания населения], и транспорт, мы по большому счету выполнили.
Еще хочу отметить, что помимо муниципального предприятия, также ООО «ОКТО», например, приобрели 13 новых автобусов. Это — тоже неплохой показатель, что частник также изъявил желание поддержать и выполнять эти проблемы.
С целью какого-то наведения порядка мы, конечно, ведем особый контроль и прокуратуру подключаем для того, чтобы перевозчиков как-то стимулировать к соблюдению требований законодательства. Это — постоянные штрафы и все прочее. Но я сразу же скажу, что штрафы — это не панацея. У нас нет задачи оштрафовать перевозчиков, как-то выжить их или отобрать у кого-то там бизнес, не дай бог. Мы хотим создать нормальные условия для того, чтобы они выполняли свои обязательства. Вот это, пожалуй, одна из самых главных задач.
Кратко по КСОТ хочу сказать. Такая работа по анализу пассажиропотока в свое время никогда не проводилась здесь. Сейчас она уже немножко на выходе. До конца ноября они [разработчики комплексной системы транспортного обслуживания населения] нам должны полностью дать раскладку. Мы уже при первом приближении посмотрели. В принципе есть интересные предложения по пересмотру тех или иных маршрутов, по изменению маршрутной сетки, чтобы не было задвоения и всего прочего, но в целом делается всё так, чтобы по меньшей мере не ухудшилось, а лишь только привело к тому, чтобы качество перевозок стало возрастать .
Ещё есть мысли, так называемые дополнительные маршруты без увеличения общего количества автобусов [запустить] — это не всем надо, например, из Лунево приехать в «Глобус». Кому-то надо на середине ещё [сойти и] прочее, чтобы им тут не трястись и не стоять в пробках, делать промежуточные маршруты для того, чтобы оптимизировать маршрутную сеть, чтобы как можно быстрее люди могли добираться до того или иного момента. Это тоже проанализируется, потом тоже будет доведено до общего обсуждения. В принципе сейчас могу вас точно заверить, что никаких там резких кардинальных движений не будет. Будет плавный переход. Если потребуется, однозначно будет обсуждение и до людей всё будет доведено.
Немножко кратко хочу сказать, что все-таки вопрос организации платных парковок на сегодняшний день в городе назрел очень остро. Мы много про это говорили. Неоднократно к этому пытались подойти. На сегодняшний день мы уже на стадии подготовки, проработки вопроса. Первое, что требуется: внести все соответствующие изменения в законодательство муниципальное и региональное. По нашим подсчетам, где-то в апреле мы должны привести в соответствие нормативные документы для того, чтобы можно было вести в полном объеме вопросы парковочного регулирования. На сегодняшний день сеть возможных парковок нами рассмотрена. Она дана сейчас на анализ специализированным организациям. В принципе я думаю, что после Нового года мы уже получим конкретику. Я до вас доведу более конкретно, где и как мы это будем организовывать.
Следующий вопрос — это брошенный транспорт. Он тоже так же в городе у нас неоднократно буксовал, особенно зимой, когда это все мешало организации очистки и всего остального. Поэтому сейчас положение уже наконец-то разработано, нормативные акты в принципе приводятся в соответствие. Надеюсь, что и технически мы сейчас тоже готовимся, чтобы у нас появились свои эвакуаторы. Сейчас рассматривается вопрос о создании штраф-стоянок для того, чтобы мы уже могли в эту зиму попробовать этот эксперимент воплотить у нас в городе. Вот такие задачи перед нами стоят.
Наверно, один из блоков, еще пробегусь — это социальный блок. Он достаточно важный и, наверно, довольно-таки такой масштабный. Я постараюсь его аккуратно так вкратце, чтобы время зря не задерживать.
Вопрос образования — наверно, начнем с него. На сегодняшний день он очень остр . Все мы понимаем, что количество детей и расположение детей на территории города неравномерно. Мы с вами наблюдаем в ряде микрорайонов, что количество детей превышает возможности наших учебных заведений. Даже во вторую смену порой проблематично полностью предоставить всем место. При всем при этом есть еще и территории, где у нас школы заполнены на 70%. И в связи с этим анализ Минпросом делается в целом по городу, в целом по муниципальному образованию. И на фоне этого, конечно, есть определенные сложности. То есть мы прошли лишь только потребности по одной школе, которую мы сейчас активно реализуем в Веризино. А такие потребности у нас есть и по другим микрорайоном, в том числе и Юрьевец, и, если уж на то пошло, даже новая школа в Коммунаре в этом году попала под вторую смену, потому что количество детей увеличивается. Строящиеся и пускающиеся в эксплуатацию дома только с каждым годом всё увеличиваются, поэтому проблема эта достаточно остра.
Сейчас рассматриваем совместно с губернатором разные вопросы, как можно решать эту проблему. Одно из направлений - возврат к идеям, которые были раньше: это возможности организации строительства пристроек к существующим школам, что даст определенные новые места для детей и позволит минимизировать те или иные затраты, что можно будет даже частично или полностью без федеральных источников запланировать. Мы сейчас это тоже делаем — полный анализ и просчет, насколько это будет эффективно, что это нам позволит и даст. Этот анализ мы предоставим губернатору.
Такая же ситуация с детскими садиками, ничем не лучше. Даже в чем-то она еще более проблемная.
Еще такой вопрос, который неоднократно родители задают практически на всех встречах — это организация подвоза детей к школам. У нас абсолютно большинство школ не рассчитаны на то, чтобы родителей детей привозили на автомобилях. Сейчас рассматриваем возможность каких-то [решений в этой сфере].
Буквально недавно было совещание с здравоохранением. Это — еще более серьезная проблема на уровне поликлиник. Особенно всем известная поликлиника №1.
*[В сторону] - Правильно я назвал её?*
Там вообще беда. Она во дворе [жилых домов] стоит. Там организация парковок очень проблематичная. Поэтому сейчас рассматривается вопрос о возможности выделения отдельных земельных участков или из черты существующей территории, или это будут какие-то межквартальные парковки с возможностью использования их. Да, есть определенные ограничения и требования, что они могут быть заняты кем угодно, поэтому вопрос платности и бесплатности там тоже имеет право на существование. Может быть, это будет в дневное время — пожалуйста, пользуйтесь. Но в ночное время, чтобы они не были заставлены, как у нас очень любят приехать, бросить машину и забыть про нее на какое-то время. Эти вопросы есть.
Про дефицит учителей я вам говорить не буду. Вы, наверно, не хуже меня знаете.
Тему сразу же конкретно хочу обозначить — это организация питания. Она тут какое-то время поднималась и в СМИ, в социальных сетях, везде. У нас в школах организовано питание по двум направлениям — это через наш МУП «Мелкий опт» часть учреждений обеспечивается, а часть зашли по конкурсу «Комбинат социального питания». Сейчас выявлен ряд нарушений. Даны две недели на устранение всех зафиксированных нарушений этим организациям, которые занимаются кормлением детей. Если это будет не устранено, совместно с прокуратурой будут привлечены к ответственности вплоть до расторжения контрактов. Сейчас взято под жесткий контроль обеспечение питания детей в школах, в садах в том числе. Здесь задача такая достаточно серьезная. Ни в коем случае мы не должны ухудшать качество кормления наших детей, поэтому будем совместно этот вопрос решать.
Конечно, наши все учреждения и здания прежде всего образовательного характера требуют колоссальных вложений в капитальный ремонт. Наверно, это сейчас задача №1. Хочу сказать огромные слова благодарности прежде всего социальному блоку правительства области. Они реально к этому вопросу уже за последний год подошли серьезно и на перспективу тоже. То есть привлекаются дополнительные средства, как федерального, так и регионального характера, и дополнительно выделяются средства точно так же и для нас. С учетом муниципальных средств в этом году, например, мы почти 100 миллионов потратили на ремонт школ. Это достаточно неплохо. Конечно, этого недостаточно. Колоссальные затраты требуются дополнительно. Тому пример школа №1, которая у нас в центре находится. После всевозможных катаклизмов, которые там произошли, сейчас мы активно пытаемся ее привести в надлежащее состояние, чтобы дети могли заниматься. Будем дополнительно изыскивать средства для того, чтобы устранить все недочеты, все выявленные моменты. Еще добавляет сложности, что это — объект культурного наследия, потому что это требует специализированной организации, но такие работы будут проводиться.
Физкультура, спорт. В этом году мы, конечно, как с вами уже и говорили, задача, которую определил президент — это развитие массового спорта. В этих рамках активно сейчас занимаемся. Примеры — это строительство в Юрьевце, например, умная площадка, привлечение [средств в рамках программы] «Газпром — детям». Сейчас ещё ряд других программ на подобии рассматриваются на следующий год - и по баскетболу и по другим направлениям, поэтому есть надежда, что в следующем, в 2024 году, у нас будет возможность не 3-4 площадки, а гораздо больше построить в школах. Также делаем акценты и обращаем внимание прежде всего на стадионы пришкольные, которые требуют колоссального вливания средств. Поэтому рассматриваем возможность применения подобных программ сразу же в комплексе, чтобы это был и школьный стадион и возможность использования его под массовый спорт. Такие задачи перед нами стоят.
Также у нас уже ряд проектов находится на выходе. У нас прошла госэкспертизу ПСД [проектно-сметная документация] стадиона «Юность», там планируется реконструкция. Сейчас рассматриваем возможность привлечения каких-либо грантов или каких-либо федеральных программ под эти цели. Также еще у нас решается вопрос и по частным спортивным объектам — это «Полярис», как вы знаете, сейчас тоже выходит на уже финишную прямую, чтобы запуститься в этот сезон. Дополнительно у нас на выходе проект «Харламовца». В этом году мы ожидаем его уже ремонт. Планируем еще ряд по аналогии, как «Газпром — детям», подобных программ, которые также будут реализовываться по нашим микрорайонам.
Как вы даже заметили, мы специально попробовали в этом году раскидать эти программы по удаленным территориям, по Лунево, по микрорайонам, чтобы максимально постараться что-то хотя бы вносить в те районы города, чтобы максимально создать условия и там тоже.
Культура. Культура требует огромного вложения. Все основные учреждения и объекты культуры были созданы ведомственно. Как правило, это или приспособленное здание типа Дома офицеров или построенные теми или иными учреждениям Дома культуры, переданные в свое время на уровень муниципалитета.
Сегодня этот вопрос достаточно остр. Все всё понимают. Конечно же, особенно восстановление Домов культуры в бывших сельских территориях, которые сейчас присоединены, они сто я т очень-очень важно. Ни для кого не секрет, в Загородном это - не Дом культуры, это - приспособленное помещение для проведения подобных занятий. Совместно с правительством области этот вопрос сейчас прорешивается. Не хочу раньше времени прокукарекать, что там получится или не получится, но такие задачи перед нами стоят, чтобы постепенно начать реализовывать проект по строительству модульных или каких-либо других домов культуры с возможностью их приспособления под спортивные или иные мероприятия, которых требуется проведение на той или иной территории города. Задачи стоят достаточно быстрые: [со сроками исполнения в] 2024-2025 [годах] . Посмотрим, что получится. Раньше времени пока не хочу ничего говорить.
Также на следующий год рассматриваем возможность привлечения средств на капитальный ремонт существующих уже зданий. Сейчас мы входим в разработку ПСД на капитальный ремонт Молодежного дома культуры {во Владимире] для того, чтобы его привести в соответствие. Если все получится, то начало ремонтных работ — это 2024 год. По ряду других точно так же рассматриваются вопросы, просто пока еще нет точных ориентиров.
Наверно, кратко перейду к одной из больных тем, которая в прошлом году очень сильно потрепала всем нервы — это зимнее содержание города. На сегодняшний день с целью решения этой проблемы был проведен ряд конструктивных изменений. Прежде всего мы создали единое учреждение на базе нашего ЦУГД [Центра управления городскими дорогами], объединив ряд [районных подразделений] МКУ [муниципального казённого учреждения] «Благоустройство» для того, чтобы прежде всего уйти от пересечения тех или иных зон ответственности. У нас просто, приведу пример, приходилось так, что одну территорию, например, центр города убирали 3-4 организации. Каждая отвечала за свой участок. В итоге тупо переваливался снег с одной территории на другую. Сейчас мы пришли к тому, чтобы всё это было в одних руках, чтобы была ответственная организация. В связи с этим идет оптимизация численного состава, оптимизация техники, чтобы это можно было сконцентрировать в одном месте, чтобы планировалась уже работа более эффективно. Рассматриваем дополнительно привлечение специализированных организаций по содержанию в зимний период удаленных территорий. Сейчас с ними прорешивается вопрос. Если это не получится, то в этом году останемся также со своими организациями.
В целом, как вы уже знаете, мы активно закупаем дополнительную технику, привлекаем людей. На сегодня уже наше ЦУГД перешло на круглосуточную работу с дежурствами. На базе создаются все условия для того, чтобы люди могли находиться ночью в смене. Там более-менее условия начали создаваться, помещения появляться. Такая задача перед нами стоит. Посмотрим, к чему это приведет.
Да, немножко отстает в этих вопросах организация сбора мусора через управляшки. Далеко не все управляющие компании в нужном объеме начали заключать договора и приобретать технику на организацию и содержание придомовых территорий. Мы будем отслеживать. С прокуратурой договорились о более жестком принятии мер к недобросовестным исполнителям тех или иных вопросов.
К отопительному периоду в целом город подготовлен, но скажу сразу же, что износ ряда коммуникаций пока достаточно велик. Говорить о безоблачном и безаварийном прохождении отопительного сезона… Как говорится, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Давайте зиму проживем, а там уже будем смотреть. Вопросы есть, опасения определенные имеются. Да, мы, конечно, создали и материальные запасы, и довольно большую работу провели тепловики и ряд других организаций для подготовки к зиме, но все равно еще требует особого внимания прохождение отопительного сезона. Как бы документы на подготовку паспорта готовности муниципального образования нами все поданы. Ожидаем в начале ноября рассмотрения нашей, так уж скажем, заявки. Если все получится, то в начале ноября уже надеемся на получение паспорта готовности муниципального образования к отопительному сезону. Это — вкратце такая ситуация.
Еще, наверно, надо остановиться на таком моменте, как присуждение нашему городу почетного звания «Город трудовой доблести». Это, наверное, дорогого стоит. Это — реально люди, которые не только вложили свои силы, душу, но, и, к сожалению, порой и здоровье. Сделали всё, чтобы наш город действительно имел право получить эту заслуженное почетное звание «Город трудовой доблести». На сегодняшний день мы уже провели встречу со скульпторами и архитекторами из Минкульта, которые [разработают проект стелы и впишут её в городскую среду]. Чтобы вы понимали, стела имеет определенные очертания, она может быть выполнена из разных материалов, разной высоты, но контур и очертания у нее единые по всей стране. Сейчас было определено ряд мест, предложено им. Они рекомендовали остановиться на нескольких вариантах. Мы их сейчас анонсируем, проведем опрос, дадим пообсуждать нашим общественникам, краеведам, всем остальным, потому что там реально речь идет о 41-45 годах. Поэтому там акцент делается именно на этом. Город Владимир вложил огромную лепту в победу нашего государства над фашистской Германией, поэтому этот момент присутствует.
По СВО, наверно, я пока не буду говорить. Захотите переобсуждать, готов проговаривать на эту тему.
Коллеги, вот, вкратце, что я хотел до вас довести. Надеюсь, я вас не утомил. Чуть больше 45 минут, так что, как всегда, академический час, как положено, отработано.
Автор: Пётр Фокин, Анастасия Фролова, Сергей Кравцов
Последние новости
Реформа местного самоуправления во Владимирской области
Собинский и Меленковский районы преобразованы в муниципальные округа.
Конкурс ТопБЛОГ: 101 участник от Владимирской области
Президентская платформа Россия-страна возможностей поддерживает молодых авторов.
Увеличение материнского капитала в 2025 году
Материнский капитал на первого ребенка вырастет на 46 тысяч рублей.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.