Правовое информирование граждан от 25.03.2024
1. Изменения законодательства в сфере пенсионного обеспечения С 01.01.2024 вступил в силу приказ Минтруда России от 31.05.2023 № 488н «О внесении изменений в Правила обращения за страховой пенсией,
1. Изменения законодательства в сфере пенсионного обеспечения
С 01.01.2024 вступил в силу приказ Минтруда России от 31.05.2023 № 488н «О внесении изменений в Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно новому приказу назначение страховой пенсии по инвалидности и социальной пенсии по инвалидности лицу, в отношении которого содержатся сведения о признании инвалидом в федеральном реестре инвалидов, производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства лица, признанного инвалидом, без истребования от него заявления о назначении указанных видов пенсий.
Перечисленные виды пенсий назначаются территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования РФ не позднее пяти дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов и извещает лицо, признанное инвалидом, о назначении страховой пенсии по инвалидности или социальной пенсии по инвалидности в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении.
Аналогичные правила устанавливаются при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца.
2. Расширена административная ответственность за нарушение законодательства об энергосбереженииделиться
С 1 января 2024 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 6 марта 2022 года № 40-ФЗ.
Теперь за невыполнение гарантирующими поставщиками электрической энергии или сетевыми организациями обязанности по приобретению, установке, замене, допуске в эксплуатацию счетчиков электроэнергии предусмотрена административная ответственность.
Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.
Дела об административных правонарушениях данной категории рассматривают:
- Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, ее территориальные органы (за исключением коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета электроэнергии в многоквартирных домах, жилых домах);
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор (в части коллективных (общедомовых), индивидуальных и общих (для коммунальных квартир) приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах, жилых домах).
Кроме того, в случае нарушения гарантирующим поставщиком или сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета электроэнергии стоимость коммунальной услуги по электроснабжению для потребителя будет снижена на 7%.
Снижение предусмотрено за каждый месяц с месяца получения претензии от потребителя, направленной не ранее истечения установленных сроков, до даты допуска прибора учета электроэнергии к эксплуатации.
Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии от потребителя величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению увеличивается в 2 раза.
3. Уголовная ответственность за преднамеренное банкротстводелиться
Частью 1 статьи 196 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за преднамеренное банкротство, то есть совершение действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо без такового.
Частью 2 за то же деяние, совершенное:
а) лицом с использованием своего служебного положения или контролирующим должника лицом либо руководителем этого контролирующего лица;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой,
предусмотрено наказание виде штрафа в размере от 3 миллионов до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 5 миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
4. Внесены изменения в порядок расчета компенсации в случае несвоевременного начисления заработной платы и иных выплат
Федеральным законом от 30.01.2024 № 3-ФЗ, вступившим в силу в этот же день, в часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты (заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других) не были ему начислены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение.
Проценты (денежная компенсация) исчисляются со дня, следующего за днем, в который заработная плата и иные выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Размер процентов должен быть не ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы долга.
При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Таким образом, законодатель привел положения части 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации на основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2023 № 16-П.
5. Новый порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводствеиться
В январе 2024 года в законную силу вступил Федеральный закон от 25.12.2023 № 672-ФЗ, которым внесены дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, предусматривающие новые возможности для применения электронных документов в ходе досудебного производства.
Ходатайство, заявление, за исключением заявления о преступлении, жалоба, представление, требование, не содержащие сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, затрагивающих безопасность государства, права и законные интересы несовершеннолетних, или сведений о преступлениях против половой неприкосновенности или половой свободы личности, при наличии технической возможности могут быть поданы прокурору, следователю, руководителю следственного органа, в орган дознания, дознавателю в форме электронного документа.
Прилагаемые к ним материалы также подаются в электронном виде и заверяются лицом, подавшим указанные документы, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Ходатайства об ознакомлении с материалами уголовного дела, о получении копий процессуальных документов, об участии в следственных и иных процессуальных действиях могут быть подписаны простой электронной подписью.
Повестка или уведомление в форме электронного документа могут быть направлены посредством Единого портала, при наличии технической возможности и согласии уведомляемого лица, либо посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Также определено, что по ходатайству или с согласия обвиняемого, защитника или потерпевшего и при наличии технической возможности им может быть вручена копия обвинительного заключения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
В случае, если обвиняемый содержится под стражей, указанные документы вручаются ему по поручению прокурора администрацией места содержания под стражей на предоставленном органом предварительного расследования техническом устройстве для чтения электронных книг, не имеющем функций аудио- и видеозаписи, видеовоспроизведения и выхода в сеть «Интернет».
6. Федеральным законом расширены трудовые гарантии для одиноких родителей
Федеральным законом от 14.02.2024 № 12-ФЗ (вступил в законную силу 25.02.2024) внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, в частности, частью 4 статьи 261 расширены трудовые гарантии для одиноких родителей, воспитывающих детей в возрасте до 16 лет.
Законом устанавливается запрет на расторжение трудового договора с такими сотрудниками по инициативе работодателя, за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, а также совершения работником некоторых видов виновных действий.
Ранее эта гарантия действовала для тех родителей, у которых ребенку не исполнилось 14 лет.
7. Участие в образовании «фирмы-однодневки» уголовно наказуемоиться
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за образование так называемых «фирм-однодневок».
Под такими фирмами следует понимать юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, используемое в качестве средства для совершения и (или) сокрытия следов преступлений и иных правонарушений.
В большинстве случаев фирмы-однодневки регистрируются по подложным (фальсифицированным, утраченным), а также приобретенным за денежное вознаграждение у студентов, пенсионеров, нетрудоустроенных лиц документам.
С целью ухода от ответственности фактический руководитель за плату регистрирует фирму на «номинального» директора, который лишь предоставляет для этого документы, не участвуя в ее деятельности.
Незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), предоставление или приобретение документа, удостоверяющего личность, выдача доверенности или использование персональных данных, полученных незаконным путем с целью внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставном лице (ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) уголовно наказуемы.
Максимальное наказание за преступление, предусмотренное ст. 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерациипо части 1 до 2 лет исправительных работ, по части2 – до 3 лет лишения свободы.
К уголовной ответственности нарядус «номинальным директором» в равной степени может быть привлечен и фактический руководитель фиктивно созданного юридического лица, за что максимальное наказание предусмотрено уже в виде 5 лет лишения свободы (ст. 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
8. Условия получения и использования материнского капитала в 2024 году
С 1 января 2024 года уточнены нормы законодательства о получении материнского капитала.
Теперь материнский капитал выплачивается только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации на момент появления ребенка (независимо от их места жительства), и только в том случае, если ребенок является гражданином РФ по рождению.При возникновении права на выплату маткапитала не учитываются дети, которые не приобрели гражданство Российской Федерации по рождению.
Действие указанных норм не распространяется на граждан Российской Федерации, не имевших гражданства Российской Федерации и постоянно проживавших на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей на день рождения (усыновления) ребенка (детей) по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей, и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Кроме того, отцы, у которых возникло право на сертификат, как и матери, могут направлять маткапитал на формирование своей накопительной пенсии.
Семьи могут осуществить за счет средств материнского капитала реконструкцию дома блокированной застройки, площадь которого может быть увеличена в целях улучшения жилищных условий.
С 1 февраля 2024 года размер материнского капитала проиндексирован и составляет на первого ребенка почти 631 тыс. рублей и 834 тыс. рублей - на второго.
Материнский капитал можно использовать только на цели, которые определены законом. В перечень входит улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, формирование накопительной пенсии, оплата товаров и услуг для ребенка-инвалида и получение ежемесячной выплаты на детей до 3 лет.
9. Принят закон о праве граждан установить запрет на получение кредитов
Федеральным законом от 26.02.2024 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» физическое лицо наделяется правом внести в свою кредитную историю сведения о запрете на заключение с ним кредитными организациями и микрофинансовыми организациями договоров потребительского займа (кредита), за исключением договоров потребительского займа (кредита), обязательства заёмщика по которым обеспечены ипотекой и (или) залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита.
Для установления запрета (снятия запрета) физическое лицо вправе бесплатно любое количество раз подать соответствующее заявление в квалифицированные бюро кредитных историй через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Кредитная или микрофинансовая организации обязаны запрашивать в квалифицированных бюро кредитных историй информацию о наличии сведений о запрете (снятии запрета) в кредитной истории заёмщика и при наличии сведений о действующем запрете отказать заёмщику в заключении договора потребительского кредита (займа), если на такой договор распространяется запрет.
Изменения вступят в силу с 1 марта 2025 года и будут способствовать предупреждению практик мошеннического получения потребительских займов (кредитов) третьими лицами.
10. Сокращены сроки проверки лесной декларации
С 1 сентября 2024 года сокращаются сроки проверки лесной декларации, изменений в нее и направления заявителю извещения об их приеме.
Приказом Минприроды России от 27.09.2023 № 627 внесены изменения в порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.04.2021 № 303.
Кроме того, дополнены виды электронных подписей, которыми может быть подписана лесная декларация.
11. С 01.01.2024 установлены нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров
Приказом Рослесхоза от 27.12.2023 № 1174 установлены нормативы и критерии выделения зон контроля лесных пожаров.
Зоны контроля лесных пожаров устанавливаются по письменному согласованию с Рослесхозом на один календарный год не позднее 20 февраля соответствующего года.
Местоположение зон контроля выделяется в соответствии с проведенным проектированием лесных участков или по характерным географическим объектам (реки, ручьи, границы озер, водоразделы, вершины холмов, гор, хребтов). Зоны контроля устанавливаются в зоне осуществления лесоавиационных работ в лесах, расположенных на труднодоступных и удаленных территориях.
Так, при выделении зон контроля не допускается включение в их состав особо охраняемых природных территорий и лесных участков, предоставленных в аренду или постоянное (бессрочное) пользование, либо планируемых для использования в соответствии с лесным планом субъекта РФ для ряда видов использования лесов. В частности, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Приказ вступил в силу с 1 января 2024 года.
12. Ответственность за незаконное подключение к электрическим сетям
Действующим законодательством предусмотрена ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электроэнергии.
Незаконным подключением к электросети является:
- любое подключение без разрешительного документа, даже при наличии приборов учета;
- вмешательство в работу электросчетчиков, самовольное распломбирование приборов, изменение их рабочего положения, повреждения механизма и т.д.;
- использование спецсредств и различных способов для занижения реальных показаний счетчиков;
- эксплуатация приборов учета с явными физическими повреждениями или вышедших из строя.
За указанные действия потребителей электроэнергиипредусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) предусматривает ответственность в виде штрафа за самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Наличие признаков административного правонарушения выражается в самовольном подключении к указанным источникам без соответствующего разрешения уполномоченных органов и в самовольном (безучетном) использовании электроэнергии, т.е. в отсоединении счетчиков и других контрольных измерительных приборов, определяющих количество потребленной энергии, изменении показателей контрольно-измерительных приборов.
Так, согласно статье 7.19 КоАП РФ самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на должностных лиц - от 30 тысяч до 80 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.
За повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, может быть назначено наказание в виде штрафа на граждан в размере от 15 тысяч до 30 тысяч рублей; на должностных лиц - от 80 тысяч до 200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей.
Гражданско-правовая ответственность может наступить для потребителя вне зависимости от наступления административной или уголовной ответственности.
13. Внесены изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»
С 01.09.2024 вступит в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 681-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Данным нормативным правовым актом уточнены требования к экспертам государственной экологической экспертизы, дано понятие общественной экологической экспертизы, установлены ограничения при ее проведении, преобразованы порядок и условия осуществления данной деятельности и др.
14. Внесены изменения в законодательство об охране окружающей среды
С 01.07.2024 вступит в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 683-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» дополнен статьей, устанавливающей требования к общественным инспекторам по охране окружающей среды и их обязанности, порядок осуществления их деятельности, имеющиеся ограничения и др.
15. Уточнены особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2023 №2398 внесены изменения в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования.
К профилактическим мероприятиям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) отнесены также меры стимулирования добросовестности - мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц и проводимые в целях мотивации к соблюдению обязательных требований.
Предусмотрено, что оценка добросовестности контролируемого лица проводится контрольным (надзорным) органом в сфере образования ежегодно.
К критериям добросовестности отнесены, в том числе:
выполнение аккредитационных показателей
своевременность представления контролируемым лицом сведений в информационные системы в системе образования
выполнение не менее 100 процентов показателей мониторинга системы образования.
Мера стимулирования добросовестности контролируемого лица, признанного соответствующим критерию добросовестности, осуществляется в виде понижения категории риска объекта контроля на одну категорию.
Скорректированы критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Последние новости
Реформа местного самоуправления во Владимирской области
Собинский и Меленковский районы преобразованы в муниципальные округа.
Конкурс ТопБЛОГ: 101 участник от Владимирской области
Президентская платформа Россия-страна возможностей поддерживает молодых авторов.
Увеличение материнского капитала в 2025 году
Материнский капитал на первого ребенка вырастет на 46 тысяч рублей.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.